Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
В последние недели ежедневно на российскую территорию летят десятки дроновОфициальных подтверждений со стороны Украины о том, что это их атаки, нет, но это подтверждают источники украинских СМИ.. Зачастую целью становятся нефтяные заводы. В тексте собрали главное, что известно на данный момент, и поговорили с военными экспертами о том, почему атак стало больше и сохранится ли эта динамика.
Что известно об атаках беспилотников по российской территории?
«Сегодня ночью в Дзержинском районе силами ПВО [противовоздушной обороны] подавлено четыре БПЛА. В этом тексте мы используем три термина: БПЛА (беспилотный летательный аппарат), дрон и беспилотники. Ими мы обозначаем одно и то же явление. В этом тексте мы используем три термина: БПЛА (беспилотный летательный аппарат), дрон и беспилотники. Ими мы обозначаем одно и то же явление.Пострадавших и разрушений инфраструктуры нет. На месте работает оперативная группа», — сообщил утром 15 марта губернатор Калужской области Вячеслав Шапша. Телеграм-каналы писали, что дроны попытались атаковать нефтехимический «Первый завод», который преимущественно занимается переработкой товарной нефти и газоконденсата. Позже Шапша отчитался, что один беспилотник сбила система ПВО, три других — средства радиоэлектронной борьбы. БПЛА упали на территории предприятия, один из них взорвался. По словам Шапши, на работу завода атака не повлияла.
Атаки беспилотников по российской территории и территории аннексированного КрымаDOXA включила в этот текст Крым, так как на этих территориях находятся российские объекты, которые атакуют БПЛА. начались в середине июня 2022 года. О первой сообщил губернатор Курской области Роман Старовойт — тогда, по его словам, был поврежден один из домов в районе хутора Кучеров в Беловском районе. К концу августа 2023 года, по подсчетам РБК, власти российских регионов заявили об атаках беспилотников 511 раз.
Но если раньше на территорию России залетало по несколько беспилотников, то в марте 2024 число атак увеличилось, комментирует для DOXA военный аналитик и бывший сотрудник СБУ Иван Ступак. Он добавляет, что еще в феврале этого года украинские чиновники говорили о том, что по количеству дронов армия Украины сравнялась с Россией, однако в обществе были сомнения по поводу этих заявлений. Мартовские атаки их развеивают.
Еще один военный эксперт Руслан Левиев также подтверждает для DOXA слова Ступака и добавляет, что пиковый момент атак наступил примерно две недели назад. Теперь практически каждую ночь Россию атакуют по 40–50 дронов.
DOXA подсчитала, что в период с 1 по 15 марта Минобороны России отчиталось о 265 сбитых беспилотниках. Это в 3,5 раза больше, чем месяцем ранее — с 1 по 15 февраля Минобороны заявило о 75 сбитых дронах. Кроме того, в первой половине марта об атаках как минимум одного дрона Министерство сообщало каждый день. В первой половине февраля — 2, 12 и 15 числа — сообщений о дронах в телеграм-канале Минобороны не было.
Глушилки не спасают от ударов по объектам в России
The New York Times писала, что российские военные научились глушитьТо есть подавлять частоты, на которых держится связь с беспилотником. украинские дроны без ущерба для своих. Газета отметила, что у российской армии средства электронного противодействия стали одним из самых эффективных видов оружия и его больше, чем у Украины. Глушить украинские дроны, говорится в материале, проще, так как зачастую ими используются одни и те же частоты для связи с человеком, который ими управляет (оператором).
«Российской армии вполне помогает наличие средств РЭБРЭБ — радиоэлектронная борьба, глушилок. Но нефтезаводы на территории России, металлургические предприятия защищает не она, — объясняет Левиев. — Около нихзаводов и предприятий не идут боевые действия». Эксперт добавляет, что такие объекты хуже защищены, а средств ПВО не хватает на защиту тыла.
Ступак отмечает, что вопрос глушения дронов для войск решаем: они могут переходить на другую частоту. Кроме того, обе стороны в технологическом плане стараются догонять друг друга. «Всегда найдутся люди, которые смогут сломать систему и обойти препятствия. Так же действует Российская Федерация. Это вопрос того, кто кого переиграет, кто первым сможет адаптироваться», — говорит он. И Украина ищет способы адаптироваться.
Главная мишень — нефтеперерабатывающие заводы
С начала года расширилась география атак на предприятия нефтеперерабатывающего комплекса. По подсчетам Русской службы «Би-би-си», к 8 февраля 2024 года, то есть чуть больше чем за месяц с начала этого года, атакам подверглись по крайней мере шесть крупных российских предприятий нефтеперерабатывающей отрасли.
Атаки в итоге привели к росту биржевых цен на бензин и другие виды топлива. РБК заметил, что бензин АИ-95 подорожал на 1,88%, его цена за тонну превысила 60 тысяч рублей. Это стало максимумом с сентября прошлого года, когда Россия ввела временное эмбарго на экспорт топлива.
При этом собеседни:ца РБК, связанная с топливным рынком, считает, что повышение биржевых цен на данный момент связано с опасениями за баланс спроса и предложения из-за атак на нефтеперерабатывающие заводы. По е:е словам, дальнейшее развитие ситуации зависит от того, какие повреждения остались на заводах из-за атак. При повреждении первичных установок переработки нефти может сократиться производство как бензина, так и дизеля. «Ситуация для рынка потенциально серьезная, поэтому покупатели страхуются, закупая товар», — отмечает собеседни:ца РБК. Руководитель аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов называет атаки на НПЗ в Рязани и Нижегородской области «локальными моментами» и отмечает, что к росту цен на топливо это вряд ли приведет.
«Нефть — это кровь войны. Нужно что сделать? Обескровить», — объясняет Иван Ступак
Руслан Левиев считает, что атаки на российский нефтеперерабатывающий комплекс напрямую на ход войны не влияют: у России есть запасы, которых хватит на долгое время.
Другая цель украинских дронов — так называемые квазивоенные объекты. Например, если сгорел институт, где сделали проектную документацию к шасси, ее больше не будет. Подобные объекты тоже важны, говорит Ступак. К ним также относятся конструкторские бюро, исследовательские институты проблем тепломеханики, газодинамики. Эти предприятия могут использоваться в военной сфере, хотя там работают гражданские люди.
А что будет с атаками дальше?
Эксперты, поговорившие с DOXA, не могут предсказать, хватит ли у Украины ресурсов продолжать удары беспилотниками. Левиев добавляет, что это зависит от масштабов производства беспилотников Украиной.
По словам украинских властей, они изготавливают 50 тысяч дронов в месяц. Однако нет публичных данных, которые позволили бы подтвердить эту информацию и сделать выводы о том, как будут развиваться атаки беспилотников.