Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
С чего всё началось?
17 октября 2017 года в Пензе задержали студента Егора Зорина. Согласно материалам дела, при нём были обнаружены психоактивные вещества, что якобы и послужило причиной для задержания. Некоторые фигуранты дела высказывали предположения, что ПАВ были подкинуты Зорину, однако согласно экспертизе в тестах Егора на наркотические вещества были обнаружены опиаты, амфетамины и синтетические каннабиноиды.
Возбуждение «дела "Сети"»
После задержания Егор Зорин якобы добровольно написал явку с повинной о том, что он и его знакомые участвуют в «террористическом сообществе» — эти показания стали поводом для возбуждения уголовного дела, известного как «дело “Сети”». Самого Зорина освободили от ответственности за «участие в террористическом сообществе», за хранение наркотических веществ ему назначили три года условно.
Задержания после «явки с повинной»
В октябре–ноябре 2017 года в Пензе задерживают известного в городе левого активиста Илью Шакурского, антифашистов Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева и Андрея Чернова. На них указал Егор Зорин в «явке с повинной».В начале ноября в Петербурге по этому же делу арестовывают антифашиста Армана Сагынбаева, а в январе 2018 ещё троих: Юлиана Бояршинова, Игоря Шишкина и Виктора Филинкова.
Участие в «террористическом сообществе» по мнению ФСБ
Всех фигурантов задерживала ФСБ. Антифашистов избивали, пытали током, угрожали их близким. После пыток все, кроме Василия Куксова, подписали признательные показания, которые требовали от них сотрудники ФСБ, о том, что они участвовали в террористическом сообществе и готовились к захвату власти.
Летом 2018 года по «делу “Сети”» задержали ещё двоих жителей Пензы: Максима Иванкина и Михаила Кулькова.
Сделка со следствием
Игорь Шишкин по совету адвоката Дмитрия Динзе заключил досудебное соглашение (сделку со следствием): в обмен на показания против других фигурантов он получил наименьший срок. В январе 2019 года Московский окружной военный суд приговорил его к 3,5 годам лишения свободы. Впоследствии он выступал свидетелем обвинения на судах других фигурантов.
Приговоры в Пензе
10 февраля 2020 года Центральный окружной военный суд вынес приговор семи антифашистам из Пензы и назначил им сроки от 6 до 18 лет заключения. Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский получили самые большие сроки — 18 и 16 лет — как «руководители террористического сообщества». В ходе процесса никто из подсудимых не признал себя виновным, все заявляли о пытках или давлении.
Приговоры в Петербурге
22 июня 2020 года в Петербурге осудили Виктора Филинкова и Юлиана Бояршинова. Виктору, который не признал вину, суд назначил 7 лет в колонии общего режима, а Юлиану, признавшему вину, — 5,5 лет.
Это были последние приговоры по «делу “Сети”», однако в феврале 2023 года ТАСС сообщил, что ФСБ расследует дело о якобы существовавшей московской ячейке «Сети». Предположительно, в связи с этим Дмитрий Пчелинцев сейчас находится в столичном СИЗО «Лефортово».
Насилие со стороны некоторых из фигурантов
Независимые журналист_ки и правозащитни_цы уверены в том, что «дело “Сети”» сфабриковано ФСБ. «Мемориал» признал всех фигурантов политзаключёнными.
При этом некоторые из обвиняемых оказались авторами насилия:
- Армана Сагынбаева не менее шести девушек обвинили в изнасилованиях и намеренном заражении ВИЧ-инфекцией;
- Максим Иванкин обвиняется в убийстве Екатерины Левченко и Артёма Дорофеева. По словам соучастника расправы Алексея Полтавца, убивали по указанию Дмитрия Пчелинцева. В Рязани сейчас проходит процесс над Иванкиным.
Поддержка дела
В поддержку фигурантов «дела “Сети”» была развёрнута международная кампания солидарности. Группа поддержки создала сайт RUPRESSION, запустила печать мерча и рассказывала о деле всеми доступными способами.
После обнародования информации об убийстве Екатерины Левченко и Артёма Дорофеева поддержка упала в разы. RUPRESSION заявила, что не будет поддерживать Дмитрия Пчелинцева, Максима Иванкина, а также Армана Сагынбаева. Поддержка и освещение дел других фигурантов продолжается силами небольшого количества активисто_к.