Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Позавчера был день России, страна праздновала очередной юбилей своих суверенности и конституции. «Для того чтобы претендовать на лидерство, любая страна должна обеспечить свой суверенитет. Или страна является суверенной, или колонией». Так российский президент Путин сформулировал недавно свое видение суверенитета.
- ИллюстраторкаИллюстраторкаSandy
- 13 июня 2022 г.
Колонка коллектива НЕВОЙНА для DOXA
На самом деле Путин давно выступает философом суверенитета. Свою теорию он применял и к Украине, когда говорил накануне войны:
«Понимают ли сами украинцы, что их страна сведена до уровня колонии с марионеточным режимом? Власть утратила национальный характер и последовательно ведет дело к полной десуверенизации страны».
В этой цитате интересно не только то, что Путин отказывает Украине в суверенитете. И даже не то, каким зловещим образом можно теперь, из нашей ситуации, прочитать фразу о том, что «дело идет к полной десуверенизации страны». Интереснее то, что он отказывает в суверенности народу, простым украинцам, которые якобы даже не и понимают, что их страна «десуверенизируется».
Но если мы посмотрим на российскую конституцию, то увидим, что там написано — источником суверенитета является народ. И это неслучайно. После эпохи абсолютизма смысл понятия «суверенитет» изменился. Появилась категория «народного суверенитета»: народ стал мыслиться как источник власти, более того, народ начал действовать как источник власти. Итак, народ учреждает суверенитет. Причем делает он это, как учит нас политическая теория, через революцию!
С закатом средневековой Европы внутри новых политических образований появляется пространство для самоорганизации народа — городская жизнь, публичная сфера, новые социальные отношения, неподконтрольные властям. Этот народ может неожиданно для власти организовать сам себя, совершить революцию и учредить новую власть — это и будет становлением суверенитета.
Практическим примером тут может выступать французская революция. Как красноречиво заметил социолог Александр Филиппов в своей лекции о суверенитете, революция всегда возможна даже не из-за каких-то проблем, а просто потому что у народа есть пространство для объединения и действия: «Под якобы прочным фундаментом — кипящая магма. И она кипит не потому, что кто-то что-то плохо делает. Дело не в самих вещах, а в том, что там, в глубине, находится первозданный атомный котёл социально-политической жизни, из которого в любой момент могут вырваться наружу новые языки революционного пламени».
Эта энергия народной самоорганизации, неведомой властям, эта опора народа на самое себя и есть источник суверенитета. Вспомним лозунги «болотных» протестов: «Мы здесь власть» и «Вы нас даже не представляете». Они указывают на то, что действующие власти не имеют полномочий от народа, но также и на то, что власти не могут себе представить, что находится там — в глубине народной политической жизни. Неслучайно политический консультант Глеб Павловский так ответил на вопрос о том, что думает власть о протестах 2011–2012 годов:
«Представьте себе, что вы сидите и вдруг табуретка кусает вас за жопу. Как вы к этому отнесетесь? Этого не может быть!»
Так, может быть, сегодня мы видим обратную картину, когда уже элита отдалилась от народа, как бы самоорганизовалась в опоре на самое себя и на государственную машину и начала действовать? А значит, Путин с его пониманием суверенитета хочет вернуть нас в период абсолютизма? Если так, становится яснее ответ на вопрос, каким образом эта элита соединяет расчетливый цинизм, веру в защиту национальных интересов и имперскую идеологию.
Действительно, многие сегодня ломают голову: «Мы думали, что Путин и его команда — жулики и воры, циничные и расчетливые, а оказалось, что они — имперские фанатики, идейные люди!» Наши власти как бы отвечают: «Тут нет противоречия: да, мы плохие парни, к тому же очень богатые, сильные и роскошные, а кто еще сможет защитить суверенитет?» Идея суверенитета для них — это своеобразная тавтология: суверенитет, нападая и уничтожая, защищает сам себя от суверенитетов других стран и от суверенитета народа, просто потому что может себе это позволить.