Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
За последний месяц у нас вышло несколько материалов с анонимным автором из Киева. Для нас было очень важно публиковать свидетельства обычных украинок и украинцев о том, что происходит в их городах. Именно об этом были статьи Владимира. Сотрудничество с ним происходило через внештатного редактора.
Неделю назад мы узнали, что до 24 февраля этот автор сотрудничал с прокремлевским политиком в Украине. Он не сообщил внештатному редактору о своем бэкграунде. Материалы Владимира не были связаны с ходом боевых действий и в них не содержалось прокремлевской риторики, они были посвящены его опыту как жителя Киева во время войны.
После того, как мы узнали о бэкграунде Владимира и после консультации с журналистами из украинских изданий мы прекратили сотрудничество с этим автором. Мы приносим извинения своим читателям и читательницам за то, что мы не проверили личность внештатного автора перед публикацией его материалов. На всех материалах этого автора размещен дисклеймер, описывающий эту ситуацию.
Мы улучшим процессы проверки и верификации всех людей, которые сотрудничают с редакцией, в том числе на внештатной основе. В частности, перед сотрудничеством с автор_ками из Украины мы будем обращаться за верификацией к коллегам из украинских медиа.
Если вы живете в Украине и хотите использовать платформу DOXA, чтобы поделиться своим опытом жизни во время войны, вы можете связаться с нами любым удобном способом — директом в Инстаграме, в телеграм-боте или по почте [email protected]
В 1969 году песня Fortunate Son группы Creedence Clearwater Revival, написанная на фоне американского вторжения во Вьетнам, стала негласным гимном антивоенного движения. Композиция со словами «Они посылают тебя на войну, и когда их спрашивают: “Сколько мы должны ещё отдать?”, они отвечают: “Больше!”» звучала на антивоенных акциях в США и вошла в список величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone. Аналогичным образом полномасштабное военное вторжение Российской Федерации в Украину спровоцировало революционные изменения украинской музыкальной индустрии.
О трансформациях музыкальной сцены в военное время рассказывает украинский автор DOXA Владимир Энцо.
С 2014 года, после Евромайдана и оккупации Россией Крыма и частей Донбасса, украинское общество начало отказываться от увядающих артистов российского «Голубого огонька», ещё недавно выступавших перед фанатской базой на концертах пока не президентского «95 квартала». Их заменили отечественные исполнители.
На протяжении последних восьми лет многие молодые музыканты ориентировались на аудиторию постсоветского пространства, поэтому песни с многомиллионными прослушиваниями зачастую выходили на русском языке (с некоторыми исключениями, среди которых, например, песни группы KazkaKazka — украинская группа, исполняющая поп-музыку с элементами электро-фолка. Клип на песню «Плакала» насчитывает 413 миллионов просмотров в YouTube.). Тема войны, которую будто монополизировали популярные среди патриотических организаций рок-группы, практически не затрагивалась. Предпочтение отдавалось повседневным проблемам и не самым глубоким, зато вирусным текстам. Украинцы практически отказались от «старшего поколения» российских артистов, оставив лишь избранных: например, Валерий Меладзе собрал летом 2021 года десятки тысяч поклонников на киевском фестивале Atlas Weekend. Вместе с тем слушатель оставил в своём плейлисте музыкантов новой школы из РФ, компенсируя жанровые недостатки украинской эстрады.
После полномасштабного вторжения Российской Федерации в украинской музыке произошёл переворот. Из песен практически исчез русский язык, а тема войны и борьбы против оккупационных войск стала центральной в творчестве молодых музыкантов. Исполнители из РФ в топах прослушиваемого встречаются намного реже.
Ниже — небольшая подборка небанальных украинских исполнителей, которые после начатой Россией войны приобрели большую популярность среди украинцев, отразив в своих песнях народные переживания.
SadSvit
SadSvit (Богдан Розвадовский) — инди-поп и пост-панк исполнитель из Ивано-Франковска. Несмотря на восемнадцатилетний возраст, артист выпустил уже два альбома: «Cassette» и «20&21»; а также два мини-альбома — «Суматоха» и «Холод», — записанные совместно с Sad Novelist.
Богдан пишет музыку с 13 лет, но всеукраинскую известность он получил после вторжения России в Украину. 18 апреля полк «Азов» опубликовал видео, в котором украинские военные в городских боях в Мариуполе сражаются против российских оккупантов. В музыкальном сопровождении была использована песня SadSvit «Кассета», которая перед этим завирусилась в TikTok. Ролик «Азова» с песней Богдана стали распространять телеграм-каналы с миллионной аудиторией.
«И тут мне начинают сбрасывать видео, что меня запостил “Оперативный ВСУ”. И всё моментально понял […] Я просто сидел где-то два–три часа в шоке и просматривал, как каждый паблик в Телеграме репостит это видео. Каналы Арестовича, ещё разные каналы на миллион подписчиков», — вспоминает Богдан в интервью каналу «Суспільне Культура».
Сейчас у песни «Кассета» почти два миллиона просмотров в YouTube. После публикации видео она возглавляла чарты Spotify Viral 50 и Shazam Top 200.
Стиль песен SadSvit может напомнить творчество группы «Кино» с вокалом Виктора Цоя и трек «На Заре» группы «Альянс». Сам исполнитель объясняет, что вдохновлялся The Cure и Joy Division, пытаясь создать аналоги русскоязычного пост-панка, которого ранее не было в украинском сегменте.
После вторжения России у SadSvit вышла песня «Світанок» (Рассвет), повествующая о мирном утре, которое ждёт украинцев после окончания выигранной войны.
ㅤ
І ми будемо скоро гуляти полями,
Де нескорені люди раділи світанку.
Весна знову заграла ароматом духмяним —
Все чекатиму тебе на свому мирному ганку.
И мы будем скоро гулять по полям,
Где непокорённые люди радовались рассвету.
Весна снова заиграла ароматом душистым —
Всё буду ждать тебя на своём мирном крыльце.
Также у исполнителя выходил совместный с MorphomУкраинский музыкант и саунд-продюсер. трек под названием «Повертайся Живим». В нём музыканты обращаются к военным ВСУ, защищающим Украину:
ㅤ
І поки ти там, наші діти знають,
Хто захищатиме їх дім.
І поки ти там, тебе чекають.
Повертайся живим.
И пока ты там, наши дети знают,
Кто защитит их дом.
И пока ты там, тебя ждут.
Возвращайся живым.
Сейчас артист находится в Вене. 28 октября у него вышел новый трек под названием «Силуети».
OTOY
OTOY (Вячеслав Дрофа) — рэп-исполнитель из Львова. Ещё до полномасштабного вторжения OTOY пользовался популярностью у украинского слушателя, записывал совместные треки с известными музыкантами и получал высокие оценки своего творчества.
«Для меня OTOY — это событие в украинской культуре. Несмотря на то что аранжировки близки к тому рэпу, который проповедуют на Западе, он все равно имеет наш оттенок. Благодаря, конечно же, языку, мастерской рифмовке. Он справляется с ритмикой, как бог. Это дико приятно слушать», — так комментировал Иван Дорн песни OTOY в 2020 году.
После 24 февраля Вячеслав занялся волонтёрской деятельностью, помогая гражданским и военным, и открыл благотворительный фонд «Агов». Война задержала релиз дебютного альбома на неопределённый срок, но вместе с тем OTOY выпустил мини-альбом «Околофронт», который украинское музыкальное издание «Слух» уже называет претендентом на главный альбом года.
Альбом совмещает в себе агрессивное обращение к российскому врагу, уместно дополняемое гитарными и барабанными партиями («ЕНЕМІ»), а также лирические монологи про новые военные реалии украинцев («Побут новий»).
В интервью изданию «Бабель» OTOY рассказывает: его двоюродный брат Дмитрий поехал защищать родной Мариуполь ещё в 2014 году. На тот момент для OTOY, по его словам, война ограничивалась Контр-Страйком. Дмитрий же переехал в Мариуполь, вступил в «Азов» и завёл семью. После полномасштабного вторжения семья брата выехала из оккупированного Мариуполя через РФ, Беларусь и Польшу, обманув «военных» «ДНР» при фильтрационных мероприятиях. Связь с Дмитрием пропала 15 апреля, когда мост под БТР, на котором защитник Мариуполя прорывался на Азовсталь, был подорван и военная техника вместе с военными рухнула в воду. Сейчас Дмитрий считается без вести пропавшим.
«Я не воспринимаю это болезненно. Я смирился с тем, что все вокруг умирают. Пока не увидишь тело, не почувствуешь боли. Я типа уверяю себя, что мне не болит. Конечно, это болит», — говорит Вячеслав.
Трек «Мій брат» — это ода благодарности и уважения к Дмитрию, с которого артист берёт пример.
ㅤ
Мій брат не виходить не старт,
бо старт пролунав вісім років назад.
Тут спекотно надто, шкалить термостат.
И всем гостям добро пожаловать в ад.
Мой брат не выходит не старт,
ибо старт прозвучал восемь лет назад.
Здесь жарко слишком, шкалит термостат.
И всем гостям добро пожаловать в ад.
Jockii Druce
Рэпер Jockii Druce стал одним из главных открытий для широкой украинской публики во время войны против России. Трек «Шо ви, браття моі рідні» был опубликован спустя неделю после российского вторжения и стал одним из гимнов военного времени. В песне музыкант призывает украинцев не отчаиваться в страшный момент и быть едиными перед российским врагом. В уже культовой песне Jockii Druce вспоминает историю Украины и высмеивает российский государственный аппарат и армию. Беспрецедентный рост популярности не стал для рэпера удивлением, так как раньше его треки нередко можно было услышать в студенческой среде.
ㅤ
Шо ви, браття мої рідні, сіли-затужили?
Шо ви над екранчиками голови схилили, а?
Чи то ви то ще не чули, шо ворог на полі?
Чи то ви позабували, яка наша доля, а?
Шо ви, сестри мої любі, сльозами облились?
Чого не їсте нічого, нашо зажурились, а?
А ну, сіли, щоб поїли, обличчя омили
То, шо краса ваша — то і є, блять, наша сила!
Из-за отличительной манеры обращения и текста перевод на русский язык кажется кощунством.
Ироничные тексты — одна из характерных особенностей Jockii Druce. Как рассказывает музыкант в интервью, для него рэп — это прикол, в котором необязательно наличие композиции, идеи и подготовленных рифм:
«Воспринимать рэп как серьёзную форму артистического выражения может только человек, не очень культурно образованный. Хип-хоп появился и стопроцентно формировался в Америке. Украинский рэп — это импортозамещение. Насмотрелись в телевизоре на крутых афроамериканцев и решили, что и мы будем так поступать».
По словам артиста, ежемесячно творчество приносит около 2–3 тысяч долларов. Большую часть этих средств Jockii Druce переводит Вооружённым силам Украины.
В песне «Будем снідать» Jockii Druce задаёт риторические вопросы о сомнительной идеологии российского государства и иронизирует, описывая пропагандистские тезисы о нацизме. Он также рассказывает о формировании гражданина, знакомом многим украинцам после начала полномасштабной войны.
ㅤ
Якшо чесно, то раніше я не вірив в Україну,
Не думав, шо колись тут буде шось, окрім руїни.
Знаєш, шо будуть, як у німців, заробляти доктора там,
Шо колись поліцією стануть мусора.
ㅤ
Ну, якшо брать не етнос, а саму державу,
Ну не думав, шо далеко долетить цей деріжабль,
А тепер тупо кожен день, з четверга по середу
Все краще розумію, шо ми далеко попереду.
Balatskii
Несмотря на то что у видео инди-группы Balatskii сотни тысяч просмотров в YouTube, информации об участниках коллектива в интернете довольно мало. На Инстаграм музыкантов подписаны всего полторы тысячи человек.
При первом прослушивании творчество Balatskii может напомнить лирические песни групп «Валентин Стрыкало» или Bahroma. Звучание гитарных рифов и тембр вокалиста схожи с группами Stereophonics и Kings of Leon. Но Balatskii — это индивидуальный стиль с мелодичным и красивым звучанием украинского языка.
Полномасштабное вторжение России и постоянная опасность обстрелов в первое время приостановили концертную деятельность группы в Украине. Многие исполнители отправились в европейские туры, а часть вырученных средств направляли на нужды ВСУ, переселенцев и гражданских. Некоторые концерты популярных музыкантов в Киеве проходят на закрытой станции метро «Крещатик», но попасть на них проблематично: мероприятия редко анонсируются заранее. Сейчас музыканты начинают возвращаться в концертные залы, где есть условия для экстренной эвакуации в случае воздушной тревоги.
С начала войны все музыканты Balatskii находятся в столице Украины. Они даже проводили концерты в защищённых аудиториях.
Артисты отмечают, что все средства, вырученные за атмосферные подвальные выступления, были отправлены на приобретение и ремонт автомобилей для военных
Песня «Ти тільки чекай мене» от Balatskii посвящена расставаниям, причиной которых стала война. Текст песни оформлен как обращение возлюбленного к девушке, которая вынужденно покинула страну. Оставшийся в Украине мужчина рассказывает собеседнице о военных буднях, которые он проводит в одиночестве.
Создатель группы и автор Юрий Балацкий рассказывает, что начал писать песню после того, как вывез свою семью к родителям в Варшаву из-за российских обстрелов.
«На время я поселился в Хмельницком и начал писать песню. Дописали мы её, уже когда приехали в Киев, где улицы и дома всё ещё были пусты», — сказано в подписи Юрия.
ㅤ
Наді мною залізні птахи літають,
Московські кораблі знову плачуть, тануть.
Тобі обіцяв бути титаном,
Без тебе ще один
Зустріну світанок.
ㅤ
Я так хочу кричати.
Поміж нами тільки текстові чати.
Моє життя тепер в одну валізу влізає.
Останнє смс від тебе я тебе кохаю.
Надо мной железные птицы летают,
Московские корабли снова плачут, тают.
Тебе обещал быть титаном,
Без тебя ещё один
Встречу рассвет.
ㅤ
Я так хочу кричать.
Между нами только текстовые чаты.
Моя жизнь теперь в один чемодан влезает.
Последнее смс от тебя я тебя люблю.
ㅤ
Одним из главных хитов Balatskii считается трек «Мені підходить».
ㅤ
Цілу ніч пили, кохались, слухали музику —
Десь під ранок ти стала стала моєю музою
Як тремтіла від моїх поцілунків і дотику,
Так і я божеволів від твого глибокого погляду.
Всю ночь пили, любили, слушали музыку —
Где-то под утро ты стала моею музою.
Как дрожала от моих поцелуев и прикосновения,
Так и я сходил с ума от твоего глубокого взгляда
ㅤ
Песня была опубликована два года назад, но большинство комментаторов под официальным видео сходятся в том, что познакомились с творчеством группы после полномасштабного вторжения, когда отказались от российских артистов.
Thekomakoma
Народная узнаваемость тернопольского музыканта Thekomakoma возросла после публикации коротких видео в TikTok и YouTube, где парень в образе деревенского гуцульскогоЭтнографическая группа украинцев, проживающая в Карпатах. влюблённого артиста читает стихи с незамысловатой рифмой под аккомпанемент синтезатора.
Герой, знакомый украинцам по визитам в бабушкины деревни, понравился аудитории, у которой возрос интерес к национальной и культурной идентичности.
Thekomakoma не только новоиспечённый герой мемов, но и популярный рейв-исполнитель с индивидуальным звучанием и комичными треками, которые, как отмечают украинские издания, можно включать как на свадьбах, так и на похоронах.
В сентябре Thekomakoma опубликовал трек «Родина», в котором описал судьбу Натальи, жительницы Черниговской области, чей дом был разрушен в результате российского вторжения. Музыкант открыл сбор на строительство дома. После того как необходимая сумма в 200 000 гривен была собрана, он представил новый альбом под названием «Наивный альбом». Песни о солнце со словами «Сонечко нас любе просто так, сонечко просто є» («Солнышко нас любит просто так, солнышко просто есть») соответствовали названию альбома. И пусть текст композиции «Зірочки» (Звездочки) так же прост, он затрагивает важную тему волонтёрской деятельности, которая уже стала неотъемлемой частью украинской повседневной жизни.
ㅤ
Давай поставимо маленьку ціль:
Зберем на тачку, зберем на приціл.
І кожен буде мати те, шо заслужив
В кінці кінців, в кінці кінців
Глянь на зірочки in the sky,
Найди собі свою і не пускай.
І навіть в самий темний час
От тобі моє плече, от моя рука.
Давай поставим маленькую цель:
Соберём на тачку, соберём на прицел.
И каждый будет иметь то, что заслужил
В конце концов, в конце концов
Посмотри на звездочки in the sky,
Найди себе свою и не пускай.
И даже в самое тёмное время
Вот тебе мое плечо, вот моя рука.
ㅤ
Tember Blanche
Инди-поп-фолк группа Tember Blanche состоит из киевлян Владислава Лагоды и Александры Ганапольской.
Отношения музыкантов отображаются в песнях Tember Blanche, где с нежным вокалом Александры гармонирует инструментальное сопровождение Владислава. Один из популярных треков Tember Blanche «Про Київ» — признание в любви к Киеву — рассказывает о жизни молодежи в украинской столице с вечеринками на Днепре после сданного экзамена.
Атмосфера трека создаёт ощущение приближающихся летних каникул и приключений, несмотря на то что за окном пасмурная осень и постоянные отключения света (во время написания этого абзаца в Киеве вновь выключили свет)
Песня «Ти живий» рассказывает про сопротивление Украины российскому захватчику, но посыл донесён чувственно, и проникновенно, и, что порой сложно реализовать, без агрессии. В клипе на акустическую версию песни музыканты на протяжении всего видео смотрят друг на друга на фоне ковра, и слушатель проживает эмоции каждого украинца.
«В прошлую субботу мы должны были завершить свой первый тур. Мы бы посетили многие украинские города, которых не видели раньше, увидели бы ваши счастливые лица и спели для вас новые песни. Но жизнь — непредсказуемая штука, особенно когда твоя страна граничит с таким долбанным соседом, как РФ. Если первой реакцией 24 февраля был страх, то сейчас его заменили гордость и уверенность в победе», — обращаются музыканты в подписи к видео.
В моєму місті всі знайомі,
Лише небажаний з’явився в ньому гість.
Гримлять гармати у районах:
Йому показують, яка це — справжня злість.
ㅤ
Ти знаєш, мамо, мені вже не страшно
Баристою бути, під землею спать.
Як не було б нам у моменті важко,
Разом ми зможемо цей корабель послать.
В моем городе все знакомы,
Лишь нежелательный появился в нём гость.
Гремят пушки в районах
Ему показывают, каково это — настоящая злость.
ㅤ
Ты знаешь, мама, мне уже не страшно
Баристой быть, под землёй спать.
Как не было бы нам в моменте тяжело,
Вместе мы сможем этот корабль послать.
ㅤ
Эпилог
Военная тематика сегодня популярна у украинских артистов и аудитории. Последствия российского вторжения и террора нашли свое отражение в песнях. Не все исполнители деликатно интегрируют тему войны в свое творчество. Некоторые сознательно используют простые, но радикальные тексты, оправданно полагая, что их будет достаточно, для того чтобы набрать миллионы просмотров и завоевать популярность. Качество таких треков на уровень ниже выше перечисленных.
Так, клип исполнительницы Маши Кондратенко на песню «Ванька-Встанька» набрал больше 14 миллионов просмотров в YouTube. Львиная доля комментариев — на польском и английском языках. Шутливая композиция о российском солдате, бесславно погибшем на украинской земле, популярна в TikTok и у младшего поколения из-за вирусного припева. Сама же песня получила неоднозначные оценки из-за своего примитивного текста.
Исполнитель POSITIFF, бывший участник группы «Время и Стекло», записал трек «Ничего личного», в котором обратился к гражданам государства-агрессора, передавая отношение украинцев к РФ и демонстрируя иллюзорность «русского мира». И если в первом куплете POSITIFF рассказывает, как российское общество отказалось от культурного наследия Даля и Солженицына, предпочитая пропагандистские речи Милонова с Гиркиным и одобрение войны (и здесь с артистом сложно не согласиться), то во втором куплете слушателю предоставляется микс матерных слов, уже ставший мемом среди украинских пользователей.
Зачем россиян_кам «сильная» Россия и почему ее должны бояться?
Как сторонники войны осмысляют милитаризм, геополитику и свое благополучие в военные времена
Кто вы теперь для меня?
Русня, тряпки, говно и хуйня!
Русня, палки, фуфло, дыра, параша
Раша из всех раш ваша раша.
И хотя с высказываниями типа «Раша — параша» украинскому гражданину сейчас сложно поспорить, учитывая регулярные российские обстрелы, это не означает, что такие песни смогут оставить след в музыкальной индустрии. Перечня оскорблений недостаточно для того, чтобы композиция стала народным гимном. Ведь в конечном итоге стиль украинцы всегда будут ценить больше, чем использование войны для ситуативной славы и просмотров.