Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
6 марта — ровно год, как Антон Жучков и Владимир Сергеев находятся под стражей. Суд продлевал срок предварительного заключения уже семь раз и после сегодняшнего заседания друзей из Омска оставили в «Бутырке» еще на три месяца до вынесения окончательного приговора. Их обвиняют в «приготовлении к теракту» по статье 205 УК РФ, Сергееву по ней грозит лишение свободы на 10 лет. Антона Жучкова дополнительно обвиняют в «сбыте наркотического средства в значительном размере» по статье 228.1, его могут лишить свободы на 22,5 года. Товарищ_ки из «Зоны Солидарности» предоставили DOXA материалы дела, включая снятые полицейскими видео задержания Жучкова и Сергеева на антивоенном митинге 6 марта 2022 года. Делимся хронологией задержания, рассказываем о самом деле и способах поддержать омичей сейчас.
В тексте описывается попытка суицида, угрозы, полицейское насилие
Блок о том, куда писать письма и как помочь финансово, обновлен 6 марта 2024 года.
Неудавшаяся акция и задержание. «Вы сядете, уроды. Вы сядете, как петухи, на бутылку, блядь»
6 марта 2022 года Антон Жучков и Владимир Сергеев приехали к Пушкинской площади в Москве, где проводилась антивоенная акция. Друзья были одеты в мотоциклетную форму, несли рюкзаки. Участок с самого утра патрулировали полицейские и Росгвардия, на площади дежурили автозаки.
17:26
Двое патрульных полицейских остановились у входа в «Чебуречную СССР» на Большой Бронной, где курили две женщины — видимо, сотрудницы чебуречной. Полицейские перебросились друг с другом репликами о том, что тоже хотели бы перекурить. В этот момент в их поле зрения попали Жучков и Сергеев, шедшие в сторону чебуречной от «Макдональдса». На видео с одного из полицейских регистраторов, которое зафиксировало первые минуты года, проведенного Антоном и Владимиром в руках силовиков, ничего особенного в походках друзейВ показаниях патрульные сообщили, что друзья привлекли их внимание странными походками и тем, что якобы очевидно находились в состоянии опьянения. нет.
17:27
Друзья оказываются рядом с патрульными. Один из них спрашивает:
— Документы при себе имеются?
— Да, конечно, — отвечает Сергеев.
Он достает из рюкзака паспорт в пластиковом конверте, распаковывает его, протягивает патрульным. То же делает Жучков. Курившие у входа женщины уходят в чебуречную.
17:28
Полицейские просят Сергеева и Жучкова открыть рюкзаки. Пока Сергеев открывает свой, Жучков, косясь на него, лезет в карман, что-то оттуда достает и кладет в рот. Достает баночку «Адреналин Раш» и начинает пить маленькими глотками. Сергеев роется в кармане, затем тоже что-то достает, подносит ко рту и закидывает в него. Жучков продолжает пить энергетик. Все это время полицейские ничего не произносят.
Оба друга приняли летальные дозы метадона: они приехали в центр Москвы, чтобы совершить политический суицид и привлечь этим внимание к антивоенной акции. Попытка самоубийства произошла прямо в этот момент — на глазах полицейских. Наконец, один из них спрашивает:
— Астма что ли?
Сергеев начинает открывать рюкзак.
— Можно пошире? А то не видно ни черта.
Сергеев дергает молнию, рюкзак широко раскрывается. Внутри какие-то емкости.
— Че это в бутылках такое?
— Да там… водка.
— Можете достать глянуть? (Пауза) Водка? Нифига это не водка.
Голос полицейского веселый и дружелюбный. С той же интонацией он сообщает друзьям, что «вынужден их задержать», и предлагает им «недалеко» пройти, где «посмотрят, что это такое», и «может быть, отпустят».
Их не отпустят.
«Я считаю, что спас людей»
Интервью с одним из первых поджигателей военкоматов в России
17:31
Патрульные вместе с задержанными подходят к автозаку. Вокруг собираются другие полицейские. Омичей ставят в растяжки перед автозаком, прижимают головами к его стенке и начинают досматривать. Веселый полицейский голос продолжает расспрашивать Сергеева. Без адвоката, уже приняв летальную дозу метадона, тот отвечает на все вопросы: объясняет, что в бутылках — коктейль Молотова, он предназначался для того, чтобы поджечь автозак.
Рядом досматривают Жучкова. Сильно хлопая его по спине, снова и снова спрашивают: «Зачем поджечь нас хотели?».
К Сергееву обращается новый голос:
— Откуда ты, эй? Хуйло ебаное.
«Дружелюбный» полицейский поясняет коллеге, что задержанные из Омска.
— Из Омска? И че ты, блядь, нас хотел поджечь?
— Я говорю… Машину я поджечь хотел.
Еще один голос:
— А че не получилось, гондон? А?
С момента задержания друзей не прошло еще и пяти минут.
17:33
К автозаку, к которому их прижали патрульные в балаклавах и защитной экипировке, стремительно приближается полицейский чином повыше — в зимней куртке, шапке, с открытым видеорегистратору лицом. Он сходу обращается к Антону и Владимиру:
Вы сядете, уроды. Вы сядете, как петухи, на бутылку, блядь. Я отвечаю вам, нахуй. Твари, я обещаю вам: вы будете на пузырях сидеть, петухи гребаныеВ следственной экспертизе фрагменты видеозаписей с угрозами в адрес Антона и Владимира от разных полицейских названы «не представляющими следственного интереса» или вовсе не упоминаются.
Патрульные продолжают прижимать друзей к автозаку и обсуждают между собой, как их лучше держать. Затем продолжают расспросы Сергеева:
— А че хотел поджечь-то, зачем? Основания какие? Просто так, по приколу?
— Потому что меня тут все так заебало.
— Ну, а что именно? Война или… — кажется, полицейский стушевался, произнеся слово «война», и вопрос повисает незаконченным.
— Власть наша заебала, война заебала, вы заебали.
— Ну… Как тебе объяснить-то.
— А че мне объяснять… Так заебало, что уже похуй.
Полицейских, которые не участвуют в беседе, она, очевидно, раздражает:
— Что ты пиздишь, гондон ебаный, блядь.
— Похуй, братан, на бутылке будет. Вот это будет похуй.
— Шире ноги, если ему похуй.
— Растяните его нормально.
17:36
Полицейских снова начинает интересовать, как лучше держать задержанных.
Сергеева продолжают спрашивать о том, как он пришел к решению поджечь автозак, есть ли у него работа, принимает ли наркотики.
17:37
Снова возвращаются к теме растяжек: один из тех, кто прижимает к автозаку Сергеева, предлагает его приподнять, чтобы тот стоял сам, а не повисал, и говорит задержанному мужчине сдвинуть ноги ближе. Несколько голосов обсуждают, что Сергеев «висит», один из них предлагает «дать пизды, че он, блядь, висит».
17:38
Продолжается обсуждение между патрульным и Сергеевым.
— Вам как, заплатили, или вы сами решили реально так?
— Да кто мне за это заплатил бы еще?
— Да мало ли.
Сергеев отвечает, что работал в «НАМИЦентральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» и его устраивала зарплата. Рассказывает, что у него есть опыт наркопотребления, но уже год он в завязке, ему стало неинтересно. Кто-то в стороне просит: «Ебалом мне поверните»Голову Сергеева рукой разворачивают на голос и прижимают к автозаку правой щекой.
— За что задержаны?
— Ну, за…
— Что в рюкзаке было?
— За… незаконные материалы. И изделия.
— Какие изделия? Для чего они предназначены?
— Коктейль Молотова предназначен для уничтожения автомобильных средств полиции и ОМОНа
Полицейские обмениваются репликами, Сергеева фотографируют.
Те, кто держит Жучкова, тоже переговариваются, но менее активно.
17:40
Его окриком заставляют повернуться и тоже фотографируют. «Петух ты недорезанный», — обращается к Антону один из полицейских. На тротуаре перед автозаком, за спинами друзей, происходит осмотр содержимого рюкзаков.
17:41
В рюкзакахКак указывает Жучков, в его рюкзаке не было коктейля Молотова, то же отмечено в заключении экспертизы по видеофайлам., помимо коктейлей Молотова, респираторов и средств самообороны, находят блистеры с лекарствами. Полицейский, который это снимает, комментирует:
Какая-то наркота… феназепам, фенибут… Все они под этим говном
17:47
Руки Сергеева заводят за спину надевают наручники. Обсуждают, что за руки уже можно не держать. «Ну и денек. Веселый», — комментирует патрульный.
17:49
«Общаться» с Сергеевым начинает новый полицейский. Он тоже пытается узнать, сколько друзьям заплатили за акцию, а, получив ответ, что нисколько, спрашивает, зачем же они тогда на нее пошли: «За правду?»
— В том числе.
— А че, в чем правда-то?
— Правда в том, что заебало это все.
— А что заебало?
— Царь ебанутый заебал.
— А чем он тебя заебал? Может, поработать нормально, спокойно? Как все люди?
— Я поработал.
— Я вижу, да, вот стоишь. Решил подзаработать бабок.
Сергеев опять поясняет, что работает в автомоторном институте и рассказывает, что не хотел вредить людям, только сжечь автозак.
В Москве мобилизовали человека с заболеванием позвоночника
Мобилизованный не может долго стоять и сидеть
17:52
Жучкова и Сергеева отводят к другому автозаку. Заставляют согнуться и упереться макушками в его стенки.
17:56
Сергеева заводят в автозак, ставят на колени. Жучков продолжает стоять перед автозаком.
Патрульный с видеорегистратором подходит к коллеге и делится эмоциями по поводу задержания:
— Я один, и у меня стажерВ участке полицейские сообщили дознавательнице, что задерживали Жучкова и Сергеева втроем, а не вдвоем., я охренел просто. Бля, курить хочу пиздец, надо срочно сигарету выкурить.
Момента, когда в автозак сажают Жучкова, на видео нет.
«Присущи такие особенности, как стремление соответствовать морально-этическим нормам и стандартам, активная личностная позиция»
Через пару часов после задержания Антону Жучкову, а затем и Владимиру Сергееву стало плохо из-за принятого метадона. Их доставили в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Там друзей откачали. Сергеева при этом выводили из комы; несколько осмотревших его медицинских работни_ц указали на множественные ссадины у него на лице.
В это время в отделении полиции по Тверскому району Москвы на Жучкова и Сергеева завели дело о «покушении на хулиганство». По версии полицейских, омичи «намеревались <…> публично продемонстрировать пренебрежение принятыми обществом правовыми и нравственными нормами, из хулиганских побуждений, с целью устрашения, а также физического и психического воздействия на представителей социальной группы — сотрудников правоохранительных органов». Начались обыски, экспертизы и «наведение справок» о личностях мужчин.
«Чем ближе государство к падению, тем больше в нем законов»
Юрист_ки и партизаны рассказали о главных угрозах нового диверсионного законодательства и о способах им противостоять
Внимание на дело обратила и ФСБ, ее версия сразу же ушла далеко от хулиганства. В справке «о результатах наведения справок» от 16 марта друзей называют убежденными сторонниками идеологии радикального анархизма. По мнению ФСБ, к целям идеологии относится "реализация сценария цветных революцийК ним обычно относят смену политических режимов в Грузии, Украине и Кыргызстане в начале двухтысячных в результате массовых протестов.", а Жучков и Сергеев собирались не только поджечь автотранспорт МВД и Росгвардии, но и забросать коктейлями Молотова сотрудников, а также призывали к террористической деятельности. Видимо, пытаясь придать портретам друзей черты террористов-экстремистов, генерал-майор Яценко А.А. отметил, что дома у Сергеева нашли «философский дневник маньяка убийцы» (орф. сохранена), а сам он в марте 2014 года выезжал в Киев «предположительно для участия в "ЕвромайданеМассовая протестная акция в Киеве в ноябре 2013–феврале 2014 годов, начавшаяся из-за приостановки властями Украины интеграции в ЕС. После насильственных разгонов протест радикализовался, был широко поддержан регионами, добился смещения президента и премьера."" (когда тот уже закончился). Жучков, как сообщает Яценко, «записан у ряда лиц в контактах мобильных телефонов под псевдонимом “Анархо аморал”». МетадонОпиоид с седативным действием, разработан как обезболивающее, применяется для лечения героиновой зависимости. Употребляется обычно перорально или в виде инъекций. в этом документе называют мефедрономАмфетамин со стимулирующим действием, специально разработан как психоактивное вещество, употребляется обычно интраназально..
Знакомые описывают Сергеева и Жучкова как спокойных и не слишком политически ангажированных людей. В то же время характеристика ФСБ почти не содержит конкретных источников и больше похожа на публицистический, а не следственный документ. Несмотря на это, версия с терроризмом вскоре стала основной. В конце апреля возбудили новое уголовное дело по статье 205 УК РФ «о терроризме», в мае друзьям предъявили по ней обвинения. Главным поводом стала явка с повинной Сергеева 18 марта, оформленная на следующий день после его выписки из больницы.
При этом саму явку с повинной, как и другие важные документы по обоим делам, стороне защиты не давали увидеть почти десять месяцев, рассказал «Зоне Солидарности» Дмитрий Сотников, адвокат Жучкова. Он отмечает, что явку с повинной оформили уже после задержания и без присутствия защитника, что нарушает закон, причем занимались этим оперативники ФСБ. Светлана Заводцова, которая защищает самого Сергеева, дополняет, что он давал эти показания под давлением. На основании явки с повинной Сергеева Антону Жучкову добавили обвинение в распространении наркотиков: согласно документу, метадон приобрел именно он. Владимиру Сергееву грозит до 10 лет лишения свободы по обвинению в подготовке теракта, а Антону Жучкову — 22,5 года по двум статьям.
Жучков сообщает, что не собирался поджигать автозак, коктейлей Молотова в его рюкзаке не было и целью всегда был именно политический суицид:
Я [метадон] принял, чтобы не видеть, что происходит в мире: война на Украине, события на Донбассе <…> Поэтому я хотел себя лишить жизни, чтобы не видеть, что будет дальше
Психолого-психиатрическая экспертиза, которую он проходил летом в НИИ Сербского, признала его вменяемым. В заключении отмечается, что Антону присущи «стремление соответствовать морально-этическим нормам и стандартам, активная личностная позиция, склонность к независимости, уверенность в правильности своих убеждений».
Владимир Сергеев, который сначала частично признал вину, сейчас не дает показаний. Ссылаясь на его защитницу Заводцову, адвокат Сотников рассказал «Медиазоне»:
Как мне объясняла адвокат его, оперативные сотрудники ему сказали, что нужно признавать полностью вину и ему по хулиганке максимум два года дадут. Он вину признал, после чего сделали переквалификацию [на подготовку теракта]
На манипуляции, с помощью которых получили его признание, Сергеев указал и во время экспертизы в Сербского. Там Владимира тоже признали вменяемым, отметив его перфекционизм и требовательность к себе и окружающим.
Антон Жучков и Владимир Сергеев находятся в предварительном заключении уже год. По запросу следствия суд продлевал этот срок семь раз. Как отмечает сторона защиты, суд не рассматривал явку с повинной, протоколы допросов и другие документы, на основании которых можно говорить не о хулиганстве, а о других статьях.
Напишите Антону и Владимиру, чтобы показать им, что они не остались один на один с системой.
662606, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Горького, д. 114, ФКУ Т
Жучкову Антону Александровичу 1983 г. р.
Возможна отправка писем через сервис «ФСИН-письмо» и PrisonMail.Online.
663180, Красноярский край, г. Енисейск, ул. Декабристов, 11, Тюрьма-2
Сергееву Владимиру Андреевичу 1985 г. р.
Письма можно отправить через сервис «ФСИН-письмо» и через «Зонателеком».
«Зона солидарности» оказывает поддержку Владимиру Сергееву и Антону Жучкову. Вы можете поддержать инициативу (указывайте, для кого именно делаете перевод).
PayPal: [email protected]
Криптовалюта (пишите на почту [email protected], если переводите криптовалюту на поддержку Сергеева или Жучкова):
Monero: 4B1tm6boA5ST6hLdfnPRG2Np9XMHCTiyhE6QaFo46QXp6tZ7Y6nJjE43xBBTwHM84bWwexR8nS4KH36JHujjc1kC8j2Mx5e
Bitcoin: bc1qn404lrshp3q9gd7852d7w85sa09aq0ch28s3v4
USDT (TRC20): TRcCUHKSMY7iLJPvbDxLc6ZnvAud72jTgj
Интервью с Антоном Жучковым, получившим десять лет за попытку политического суицида
«Я на воле был заядлым геймером, и тут больше всего не хватает компьютера с интернетом»