Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Посолка США Линда Томас-Гринфилд заявила в ООН, что Россия финансирует обе стороны гражданской войны в Судане.
В ноябре Россия наложила вето на проект резолюции Совета Безопасности ООН. Совбез ООН хотел призвать воюющие стороны немедленно прекратить боевые действия и обеспечить доставку гуманитарной помощи. 14 стран Совета проголосовали за резолюцию, только одна страна — Россия — проголосовала против.
«Россия выбрала срыв резолюции, в одиночку проголосовав за то, чтобы подвергнуть опасности мирных житель:ниц, в то же время финансируя обе стороны конфликта — да, именно это я и сказала: обе стороны», — заявила посолка США в ООН Линда Томас-Гринфилд 6 января, не вдаваясь в подробности.
Обвинения со стороны посолки США валидны и неновы, отмечает политикесса и экспертка по Африке и Ближнему Востоку Саша Фокина в комментарии для DOXA: «У России есть интерес в войне в Судане и в соответствии с ними она изменяла свой трек в поддержке сторон. Судан для России — это рынок для поставок оружия (как бы парадоксально это ни звучало), это площадка для добычи золота и других ресурсов и особый пункт геостратегических интересов — тут можно вспомнить многострадальную идею российской военной базы в Порт-Судане. Последние восемь лет Кремль работает над усилением своего присутствия в Судане, и США раздражены активностью России в этом конфликте, как и во всем регионе».
Экспертка отмечает, что Судан стал очередной платформой для противостояния третьих стран с империалистическими интересами. При этом уравнивать вклад России и других сторон в продолжение конфликта было бы ошибочным: «Нужно понимать, что именно соревнование государств, претендующих на международное влияние, доминирует логику таких конфликтов вместо гуманитарных соображений». Саша Фокина подчеркивает, что не только Россия получает бенифиции от продолжения военного конфликта в стране: «Например, в ноябре Amnesty International заявила, что оружие от американских союзников разжигает гражданскую войну в Судане, но эта новость едва ли была замеченной мировыми СМИ. Борьба за гегемонию в регионе, как всегда, происходит за счет десятков тысяч погибших от боев и голода, за счет миллионов, потерявших свой дом».
Гражданская война идет в Судане с апреля 2023 года и охватывает большую часть страны. Почти половина житель:ниц Судана — 25,6 миллиона человек — страдают от голода. Помимо сексуализированного насилия, стороны конфликта совершают обстрелы густонаселенных районов, произвольные задержания, пытки, торговлю людьми, используют детей в боевых действиях.
В октябре в Судане за неделю несколько женщин покончили с собой после изнасилований, совершенных бойцами формирований — участниками гражданской войны, о чем BBC сообщили местные правозащитни:цы и активист:ки.
23 октября ООН опубликовала большой доклад, посвященный широкомасштабному сексуализированному насилию и другим нарушениям прав человека в Судане. Автор:ки доклада зафиксировали, что как «Силы быстрого реагирования», так и Вооруженные силы Судана совершают масштабные военные преступления. Автор:ки доклада смогли подтвердить не менее 400 случаев сексуализированного насилия, связанного с вооруженным конфликтом, но предполагают, что реальная цифра намного выше.
В 2018 году в Судане произошел военный переворот, в результате которого свергли и арестовали правящего почти 30 лет президента Омара аль-Башира. Переворот совершила армия страны совместно с Силами быстрого реагирования (СБР) — военизированным формированием, которое аль-Башир ранее создал из своих сторонников
В результате переворота власть в стране закрепилась за Переходным советом, куда вошли представители армии, СБР и гражданские лица. В результате очередного переворота в 2021 году военные и СБР взяли Переходный совет под свой контроль.
К 2023 году между СБР и армией усугубился конфликт за власть. 6 апреля из-за отсутствия договоренности о вхождении СБР в состав армии в третий раз отложили подписание договора о создании переходной гражданской власти. Полномочия совета должны были закончиться после выборов в июле 2023 года.
15 апреля СБР заявили о захвате президентского дворца в столице Судана Хартуме, двух аэропортов страны, включая столичный, а также резиденции главы армии. Армия опровергла эти заявления. Обе стороны обвинили друг друга в открытии огня и попытке нового военного переворота.
Мирные житель:ницы сталкиваются с регулярными нападениями, в том числе на больницы и школа, сексуализированным насилием и использованием огня как орудия войны.