Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Синефильская студия А24 спустя шесть лет после победы «Лунного света» вновь забрала главную статуэтку на церемонии вручения «Оскар» за нашумевшую картину «Все везде и сразу". Эта работа стала самым номинированным фильмом A24 на сегодняшний день и собрала в мировом прокате более 108 миллионов долларов, что является рекордом для студии и одним из самых больших показателей среди всех независимых дистрибьюторов.
Суммарно A24 получила на «Оскаре» 18 номинаций (одиннадцать из них у «Все везде и сразу», три — у «Кита», остальные поделили фильмы «После заката» и «Марсель в туфлях») и девять наград — больше, чем любой другой дистрибьютор. Компания обошла таких гигантов, как Netflix, Searchlight Pictures, Universal Pictures и Warner Bros.
Однако еще задолго до «Оскара» A24 завоевала репутацию одной из самых интересных и инновационных студий, работающих с современным независимым кино. Киножурналистка (и стримерка) Анна Стрельчук разбирается в феномене А24 и рекомендует семь фильмов, спродюсированных студией.
Как независимая студия превратилась в фаворита фестивалей и трендсеттера
A24 — небольшая компания, основанная в 2012 году, базируется в США и Великобритании. За время своего существования A24 выпустила уже десятки фильмов — среди которых «Леди Берд», «Агнец» и «Неограненные алмазы», — получивших признание зритель_ниц и кинокритик_есс. На телевидении компания стала активным игроком благодаря «Эйфории» — популярнейшему сериалу с разнообразной и небанальной репрезентацией современных подростков.
В 2015 году фильм студии «Лобстер» попал в официальный конкурс 68-го Каннского кинофестиваля, где получил приз жюри. Знаменитый «Лунный свет» — история взросления чернокожего гея в Майами — одержал беспрецедентную победу над фильмом «Ла-Ла Ленд» на церемонии вручения премии «Оскар» в 2017 году. А фильмы ужасов от A24, такие как «Солнцестояние» Арт Астера или «Маяк» Роберта Эггерса, стали кассово успешными примерами пост-хоррора — кино с выраженной режиссурой, подрывающие привычный нарратив и конвенциональный киноязык жанра.
Одним из ключевых элементов самопрезентации A24 является ее приверженность независимому и инновационному кинематографу. Компания подчеркивает свою готовность идти на творческий риск, часто называя себя «кураторами», а не продюсерами. Кураторство подразумевает коллаборацию с постановщи_цами, а не главенство студии. Так A24 оставляет пространство для творческой свободы, занимаясь продвижением с учетом режиссерского голоса. Также компания не боится работать с начинающими режиссер_ками, как это было, например, с Ари Астером и Джоной Хиллом.
Кроме того, A24 позиционирует себя как компанию с уникальным фирменным стилем и эстетикой. Они используют яркие визуальные образы и узнаваемую типографику в рекламных материалах, а также периодически стилизуют свой логотип в заставках. Например, в «Середине 90-х» лого составлено из скейтов, в «Агнце» его формируют овечки, а в «Солнцестоянии» — цветы, что перекликается с эстетикой и лейтмотивами этих фильмов.
Помимо отличительного брендинга и стремления взаимодействовать с аудиторией, А24 использует успешную маркетинговую стратегию, которая приносит ей крупные сборы и инвестиции. В марте 2022 студия смогла привлечь 225 миллионов долларов для своего производства. В целом, сейчас студию оценивают уже в 2,5 миллиарда долларов, что позволяет ей оставаться независимой и расширять дистрибьюцию по всему миру. Но еще в первые годы своей работы студия проводила вирусные кампании в соцсетях, что привлекало внимание к ее фильмам без особых вложений, как это было с лентой «Отвязные каникулы».
- Уникальная манера повествования
Проекты A24 известны нестандартной оптикой и разрывом с конвенциональным повествованием. В них часто раскрываются сложные персонажи и непростые темы. Так, в «Эйфории» весь сюжет передан через фем-оптику, «После Янга» заходит на территорию постгуманизма, а «Агнец» размывает оппозицию человек/животное.
- Риски
Уже упомянутые творческие риски формируют репутацию студии как новаторской. A24 активно работает с молодыми акт_рисами, которые ассоциируются с новым поколением: Флоренс Пью, Тимоте Шаламе, Зендея, Хантер Шеффер и Сирша Ронан.
- Внимание к деталям
A24 известна своей скрупулезностью, которая проявляется во всем: от написания сценария до операторской работы, от визуальных эффектов и звукового оформления до производственного дизайна. Это стремление к проработке деталей ценят критик_ессы.
- Многообразие
A24 не только стремится поддерживать различные точки зрения, но и соблюдает баланс репрезентации в кадре. Это стремление к инклюзивности и представленности разных способов жить и воспринимать жизнь находит отклик у тех, кто ценит разнообразие в киноиндустрии.
Семь фильмов компании А24, которые стоит посмотреть
«Вечная дочь», 2022, реж. Джоанна Хогг
«Вечная дочь» — меланхоличная викторианская зарисовка про взаимоотношения дочери и матери на фоне туманных Уэльских пейзажей. Это совместная работа двух близких подруг — режиссерки Джоанны Хогг и актрисы Тильды Суинтон.
Розалинд и Джули — мать и дочь, приезжающие в старый фамильный дом. Их поездка начинается как типичная ghost story, но вскоре оборачивается чем-то совсем иным, а обрывки жанровых тропов начинают подсвечивать личное измерение этой истории — встречу со смертью.
Что такое траур: проявление слабости или источник силы? Как существует память, насколько наше прошлое определяет наше настоящее?
Все эти вопросы пунктиром проходят по медитативному действию фильма, молчаливо возникая как перед главной героиней — альтер-эго Джоанны Хогг, — так и перед зритель_ницами.
Табуированная женская телесность, право на аборт, война — о чем снимают кино современные режиссерки
Монологи Теоны Стругар Митевски, Ребекки Злотовски и Хуанг Джи
«Перл», 2022, реж. Тай Уэст
«Перл» — пример жанрового эксперимента от А24. Это одновременно и ироничный оммаж «золотой эпохе» Голливуда с его эстетикой и деталями кинопроизводства, и деконструкция «американской мечты» — идиллии одноэтажной Америки с ее демонической изнанкой.
Перл (до ужаса завораживающая роль Мии Гот) — девушка, живущая с циничный матерью и парализованным отцом на техасской ферме. Перл мечтает стать суперзвездой. Обладая нарциссическим складом личности, она привыкла получать, что хочет. Однако вскоре амбиции и страх провала приводят девушку к нервному срыву, превращая ее в инфернальное создание. При этом с Перл странным образом можно идентифицироваться сегодня, живя в конкурентном мире, переполненном экзистенциальной тревогой.
«X», 2022, реж. Тай Уэст
Фильм-приквел «Перл» продолжает тему обманутых грез. Название отсылает и к Х-фактору — загадочному элементу, который необъяснимым образом цепляет внимание аудитории, и к «X» из фильмов для взрослых. Если действие «Перл» разворачивается в 1918 году, то «Х» перемещается уже в конец 70-х — эпоху «порношика» в США. Одна из героинь, которую снова играет Мия Гот, тоже мечтает стать звездой. Она и еще четыре молодых кинематографист_ки приезжают на техасскую ферму (ту же самую, что и в «Перл») снимать порно.
Герои_ни, отправляясь на ферму, размышляют о том, как вывести порно на новый уровень, и решают снимать его как настоящее кино — фильм ужасов под Хичкока. В ход идут ручной крокодил, мухи, оторванные конечности и пенетрация ножом. Между хоррор-сценами вклинивается секс-позитивный дискурс, который противопоставляется болезненным лакановским сексуализированным мотивам. Где в этой истории затесался католический священник — посмотрите и узнайте!
«Тар»: номинант на «Оскар», который назвали «антиженским» фильмом
Но Кейт Бланшетт не согласна
«Под Сильвер-Лэйк», 2017, реж. Дэвид Роберт Митчелл
Хаотичный и сомнамбулический триллер, действие которого происходит в Лос-Анджелесе. Вся история, наполненная конспирологическими теориями и психоделическими видениями, разворачивается, как в Малхолланд-Драйве Дэвида Линча, вокруг неудавшегося актера, у которого заканчиваются деньги на ренту и поддержание иллюзии успеха, необходимого на Голливудских холмах. Как и героиня Наоми Уоттс у Линча, здесь главный герой (Эндрю Гарфилд) придумывает себе альтернативную реальность, наполненную персонажами классического нуара, загадочными совами, которые, конечно, «не то, чем кажутся», хичкоковскими гипертрофированными блондинками и прочими архетипами культурного бессознательного.
К слову о Хичкоке, в одной из сцен фильма показана его могила, а оператор активно использует изобретенный режиссером Dolly Zoom. Элементы вселенной вдохновителя французской «новой волны» разбросаны повсюду: от вуайеристского наблюдения за соседями (отсылка к «Окну во двор») до зловещих птиц и особняка на холме, напоминающего дом из «Психо».
Хотя формально фильм напоминает детектив, вопросы в нем вовсе не получают ответа, а сюжетные линии обрываются, как бы делая акцент на том, что развязка в детективе — это не главное, что вновь позволяет перекроить хорошо известный жанр.
«Маяк», 2019, реж. Роберт Эггерс
Помимо репрезентации людей разных возрастов, гендеров и социальных классов, фильмы студии А24 препарируют традиционную маскулинность как социальный и культурный феномен. «Маяк» Роберта Эггерса — отличный пример такого осмысления.
Этот фильм — представитель нового жанра слоубернер. В таких фильмах нет (или почти нет) скримеров, а внимание зрителя они скорее завоевывают «остранением» происходящего. Как выразился про свою работу сам Роберт Эггерс в одном из интервью:
Ничего хорошего не случается с двумя мужчинами, помещенными в гигантский фаллос
«Середина 90-х», 2018, реж. Джона Хилл
«Середина 90-х» — ностальгический фильм о возрасте, в котором закаты самые яркие, падать не так больно и кажется, что все возможно. Еще одно исследование (не)традиционной маскулинности — полуавтобиографический дебют Джоны Хилла, наполненный теплым чувством благодарности и принятия. Здесь свойственная А24 ретро стилизация под конец XX века выполнена на высшем уровне, с деталями-артефактами эпохи — от потрепанных скейтов до VHS кассет.
Стиви 13 лет, это время, «когда пацаны еще не успели стать придурками», как выражается в фильме героиня Плексы Деми (Мэдди из «Эйфории»). Стиви сбегает от нестабильной ситуации в семье и находит отдушину в локальном магазине скейтов, где встречает старших приятелей, которые открывают ему мир опасностей, запретных удовольствий и азарта. Этот фильм, как антропологическое исследование, много раскрывает о 90-х, мужской социализации и взрослении на периферии большого города.
«Лобстер», 2015, реж. Йоргос Лантимос
Работа с Йоргосом Лантимосом, режиссером фильма «Лобстер», — один из ярчайших примеров готовности студии продвигать малоизвестных, но готовых к радикальным экспериментам режиссеро_к.
Место действия — антиутопическое общество. Главного героя Дэвида (Коллин Фаррел) бросила жена, поэтому он обязан отправится в «отель», где у одиноких постояльцев есть лишь 45 дней, чтобы найти себе партнер_ку. В противном случае их превратят в животное (на выбор).
Дэвид думает, что был бы не против превратиться в лобстера, а его самого сопровождает пес, который раньше был его братом, но не преуспел в поиске пары.
Лантимос с самого начала своей карьеры обращался к аллегорическому представлению вполне обыденных человеческих практик. В фильме «Клык» режиссер осмысляет язык и семейные узы. В «Лобстере» — обращается к темам романтической любви, насилия и священного, иерархии и контроля над телом. Это удушающее чувство зависимости от «другого» найдет свое продолжение в «Убийстве Священного оленя», еще одном фильме Лантимоса от студии А24.