Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Про что фильм?
Фильм «Тар» Тодда Филда рассказывает о дирижерке и композиторке Лидии Тар, которая заводит сексуализированные отношения с подопечными и психологическим абьюзом доводит одну из них до самоубийства.
Определение психологического абьюза
Психологический абьюз — оскорбления, чрезмерный контроль, изоляция или другие формы эмоционального насилия, причиняющие ущерб психическому благополучию другого человекаНа основе определения Американской психологической ассоциации.
Параллели с реальностью
Лидия Тар — вымышленная героиня, но некоторые детали ее жизни (карьерные достижения, руководство стипендиальной программой для женщин) совпадают с фактами биографии реальной дирижерки Марин Элсоп.
В интервью The Times Марин рассказала о своей реакции на фильм:
Я была оскорблена как женщина, как дирижерка, как лесбиянка
Критика фильма
Поведение главной героини, по мнению Элсоп, в реальном мире свойственно скорее мужчинам.
«Это антиженский фильм. Предполагать, что женщины либо будут вести себя идентично мужчинам, либо станут истеричными, сумасшедшими, безумными — значит увековечивать то, что мы уже столько раз видели в кино», — заявила дирижерка.
Кейт Бланшетт о своей персонажке
Актриса Кейт Бланшетт, исполнившая в фильме главную роль, считает, что картина не о женщинах, а о «людях и том, как быть человеком».
Отвечая на критику Марин Элсоп, она заявила, что «Тар» — это размышление о власти, а у власти, по мнению Бланшетт, нет гендера.
Культура отмены
Напрямую из темы власти и злоупотребления ей вытекает другая важная для фильма проблема — культура отмены.
Например, в одной из сцен Лидия Тар критикует своего студента за то, что тот отказывается играть Баха из-за женоненавистничества, свойственного композитору.
Определение культуры отмены
Культурой отмены называют прекращение поддержки человека из-за мнения или действия, которое считается неприемлемым для тех, кто её или его «отменяетНа основе определения энциклопедии Britannica».
Ещё одна интерпретация фильма
По мнению журналиста The Guardian Ксэна Брукса, интерпретация сцены зависит от позиции, которую по вопросу «культуры отмены» занимает смотрящ_ая: «Оба героя правы, оба неправы. Нам не говорят, что думать».
Кэтрин Кросс, журналистка из The Wired, наоборот считает, что студент намеренно показан блекло на фоне главной героини и представляет собой стереотип о современном активисте, не вызывающий симпатии.
Что думать о фильме?
«Никто не невиновен, и никто не виновен полностью. Абсолюты — это чепуха, если только речь не идет о спортивных соревнованиях», — говорит режиссер Тодд Филд.
Повлиять на восприятие картины, по мнению автора, не в его силах, ведь «в конечном итоге режиссером является тот, кто смотрит фильм».