Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
4 сентября 2023 года математика Азата Мифтахова задержали на выходе из колонии после отбытие прошлого срока, дав пообщаться с близкими всего пять минут. Его отвезли в Киров, где 5 сентября суд отправил его в СИЗО. 28 марта 2024 года его приговорили к четырем годам колонии по делу об оправдании терроризма. Он якобы одобрял подрыв архангельского УФСБ анархистом Михаилом Жлобицким в 2018 году при других заключенных.
DOXA поговорила с Тимуром, который отбывал срок в одной колонии с Азатом и поддерживал теплые отношения с ним, о том, как против Азата завели второе дело, в каких условиях сидят заключенные и что известно о человеке, который донес на Мифтахова.
Личность Тимура и факт его дружбы с Азатом в заключении подтвердил сам Азат через свою жену Елену Горбань. В текущих условиях мы не можем подтвердить или опровергнуть сказанное Тимуром.
Расскажите пару слов о себе. Что считаете возможным рассказать из соображений вашей безопасности.
Речь здесь не обо мне, поэтому мне нечего рассказывать. Я не ищу ни славы, ни чего-то подобного. Что касается дела Азата, мы познакомились в колонии в Омутнинске. Я знаю его оттуда.
Насчет безопасности не знаю. Экстрадиция отсюда есть, но не думаю, что этот разговор приведет к каким-то последствиям. Мне, впрочем, все равно: сейчас я сыт, обут и нахожусь под солнцем. В отличие от Азата, который снова страдает из-за необдуманных действий каких-то… животных. У меня нет других слов.
То есть вы познакомились уже тогда, когда попали в один отряд, правильно?
Нет, не в одном отряде, просто в одной колонии. Появление Азата там было довольно громким событием. Это невозможно было пропустить, скажем так.
То есть было известно, что Азат туда попадет? Потому что он был политическим?
Нет-нет-нет. Это ИК-17, Кировская область, лес. В этом лесу село. Сельские менты там не знают ни о политике, ни о чем подобном. Он был известен не поэтому.
Давайте по порядку. На момент прибытия каждый осужденный, каждый зек попадает в карантин. Это где-то 10 дней или две недели. Отдельное помещение, приемка ментами. Менты смотрят, что за человек, кто он такой, чтобы куда-то его определить.
Когда приехал Азат, новости разлетелись быстро, как это обычно бывает. Стало известно, что появился некий пассажир с рекордным сроком по 217-й статье18 января 2021 года суд приговорил Азата к шести годам колонии общего режима по статье о хулиганстве, позже приговор смягчили на три месяца. Обычно по этой статье дают до пяти лет колонии.. По «хулиганке» первоходам такие сроки не дают. Поэтому, конечно, стало интересно, что же он такого натворил.
По сарафанному радио среди зэков пошла информация, что он поджег офис «Единой России». Это сразу вызвало у меня большой интерес. Я очень ждал, когда его спустят в зону, чтобы пообщаться: было любопытно. А потом спустя какое-то время, пока он все еще был в карантине, пришла другая новость. Буду называть вещи своими именами: его записали в касту «обиженных»Представитель низшей касты заключенных в российских пенитенциарных заведениях..
«Говно должен таскать тот, кто ниже»
Как заключённые попадают в низшую касту и живут в статусе «неприкасаемых»
Мы находились в разных отрядах, когда его уже перевели в зону. Мы пересеклись на рабочих объектах, которые находились недалеко друг от друга. Но разговора не получилось. Азат оказался парнем очень замкнутым и осторожным. Я смотрю: небольшой такой, очень интеллигентный, и в глазах — огромный интеллект.
Какое-то время я пытался найти с ним точки соприкосновения, наладить общение. Хотя для меня это было небезопасно. Проявлять такой интерес к «обидосу» среди осужденных — это как минимум странно. А с учетом того, что он политический, я этим самым привлекал бы к себе ненужное внимание со стороны ментов и администрации.
В какой-то момент появился еще один парень, земляк Азата. Они были в одном отряде. Тот был осужден за терроризм, и контакт у них как-то быстрее пошел, поскольку они были рядом. Он и рекомендовал меня [Азату]: мол, со мной можно иметь дело, можно разговаривать, все нормально.
В итоге вы с Азатом подружились или хотя бы удалось наладить контакт?
Да, контакт пошел. Мой основной вопрос был о том, почему его записали в «обиженные». И когда я узнал эту историю, мое уважение к нему только возросло.
Математик, интеллектуал, книги читает. Что это за зэк такой?
Это произошло еще в карантине. Менты разыграли с ним классическую «обезьяну»: у них якобы была информация, которая его компрометирует. Они предложили выбор: либо они «опускают» эту информацию в зону и все будут знать, в каком он статусе придет, либо они «засухарят» ситуацию и Азат начнет им оказывать какие-то услуги.
На это Азат ответил, что не признает тюремной иерархии и что сотрудники администрации должны с этим бороться, а не участвовать в таких играх. Он поступил как настоящий идеалист. У ментов глаза были по пять копеек: они такого никогда не видели.
[Тогда] они автоматически перевели его в эту касту. Но что интересно, он в ней жил, но как бы мимо нее. Он не признавал эту систему, не признавал иерархию и продолжал жить своей совершенно особенной жизнью.
А вот скажите, как это повлияло на общую атмосферу? Вы говорили, что его ждали, и, наверное, это вызывало какое-то волнение. А когда он уже приехал, отношение к нему как-то поменялось?
В колонии — повторюсь, это лес, Кировская область, отходы — там солевые наркоманы, магазинные воришки, насильники, убийцы, малолетки. Самые настоящие отбросы. Политические дела, громкие истории — это никого не интересует. Газеты никто не читает, у половины даже девяти классов образования нет. Так что зэкам было все равно. Обиженный? Ну сказали — значит, обиженный. На этом все.
Но я сейчас говорю [не] от лица зэков. Я говорю от себя лично, потому что меня этот случай крайне заинтересовал. И отношение у меня к нему было… Как сказать… Я не хочу говорить громких слов. Но когда мы наладили контакт — я, террорист, и Азат, — если кто-то пытался проявить неуважение или что-то в этом роде, мы вдвоем сразу решали ситуацию. Если у кого-то вопросы к нему, сначала пройди нас, а потом уже посмотрим.
У Азата не было сложностей в отношениях с зэками. Он им был просто непонятен. Математик, интеллектуал, книги читает. Что это за зэк такой? Покурить, заваритьВыпить чай., пожрать — его это не интересует. Он с книгами, с теоремами, весь в своем мире. Как пришелец, по-другому не скажешь.
Открытых конфликтов, какой-то ненависти или провокаций долгое время не было. Во-первых, у него была фантастическая поддержка с воли. О такой поддержке обитатели колонии могли только мечтать. Во-вторых, внутреннюю поддержку мы тоже пытались дать. Хотя это даже не поддержка была. Там не было вот этого деления — обиженный или кто-то другой. Нет. Было нормальное, человеческое, уважительное общение. Мы менялись книгами, разговаривали.
Менты понимали, что это правозащитники, громкое дело, москвичи, политический статус. Колхозным ментам не нужно было лишний раз встревать. Они делали только то, что спускали сверху, и не более того. Что они, в общем-то, и сделали — почему Азат и сидит сейчас.
Давайте перейдем к этому. Скажите, а с Трушковым и Гаджимурадовым вы были знакомы в колонии?
У Трушкова, если не ошибаюсь, срок лет 12–13. Он сидел еще до меня. Когда я приехал, мы все время были как бы на виду друг у друга. И после меня он тоже остался. Это животное: осужден за групповой изнасилование с очень отягчающими обстоятельствами. То есть он оказался там по делу, в своей касте.
На тот момент Трушков был так называемой «мамкой» — главным среди «обиженных». Он знал всю конъюнктуру: кто, куда, что, распределял людей на работы и так далее. Был, скажем так, их старшим. Да, Трушкова я знаю со всех сторон.
В их руках пытки, пиздюли и любые другие способы лишения прав человека
С Гаджимурадовым ситуация сложнее. В какой-то момент, к 2022 году, нерусских в зоне стало процентов 70. И вот этих Гаджиевых, Гаджимурадовых и прочих было очень много. А про Наумова — впервые слышу такую фамилию. Странно, что она вообще фигурирует в деле. Есть мнение, что фамилия изменена, потому что, если бы такой человек был, я бы точно знал. Такая практика иногда встречается.
Давайте перейдем к сути. Насколько я понимаю, позиция обвинения заключается в том, что Азат якобы разговаривал с Гаджимурадовым и Трушковым и сказал что-то про войну или против власти, из-за чего на него завели вторую уголовку. Насколько это правда?
В этой версии обвинения нет ни одного правдивого слова. Азата пытались раскрутить с его первого дня пребывания в колонии: ездили кировские ФСБшники и пытались связать его с «делом Сети»Возбужденное в 2017 году дело против анархистов из России и Беларуси, которые якобы состояли в сообществе «Сеть». Фигурантов приговорили к длительным срокам по статьям о причастности к террористическому сообществу., но Азат всегда как-то отскакивал.
При этом случилось два момента, которые сыграли явно не в его пользу. Это было 7–8 мая 2022 года, и это история, которая заслуживает отдельного внимания. Каждый год в этой колонии 9 мая обязательно проходит «Парад Победы»: зэки из говна и палок собирают самолеты, танки, шьют лошадей на швейке, что повеселить ментов. Начальник колонии встречает парад в праздничной форме и так далее.
Эта вещь настолько обязательная, что оспорить ее — это самоубийственная история. Надо также понимать, что это за колония. Она не «красная»Учреждение, где контроль преимущественно осуществляется со стороны администрации. и не «черная»Зона, где власть либо поделена между администрацией и заключенными, либо главенствуют правила, установленные авторитетами и «ворами в законе»., а режимная: там руководит только администрация. В их руках пытки, пиздюли и любые другие способы лишения прав человека. В этом свете невозможно отказаться от участия в празднике 9 мая. Даже человек за 60 лет без одной ноги участвовал в «Бессмертном полку»Ежегодное мероприятие, в рамках которого участни:цы организуют шествия с портретами героев Великой Отечественной войны.. Это издевательство над всеми. За всю историю этой колонии, известную мне и тем, кто сидел до меня, Азат стал первым, кто официально отказался участвовать в параде на 9 мая.
Естественно, после этого он был помещен в ШИЗООдно из самых жестких отделений исправительного учреждения. В ШИЗО у осужденного существенно ограничены права на общение с другими заключенными. Помимо этого, запрещены свидания, телефонные разговоры, получение посылок, передач и бандеролей, приобретение каких-либо продуктов и курение., где отсидел 10 суток. Особого давления на него не было. Менты его побаивались, потому что к нему было слишком большое внимание.
Следующий момент — это прилет [Евгения] Пригожина в колонию в сентябре 2022 года. Во время него заключенные поделились на две группы [на тех, кто хочет завербоваться в «ЧВК Вагнер», и тех, кто не хочет]. Единственным достоинством Пригожина было то, что он не брал осужденных по половым преступлениям, «обиженных» и наркоманов. При этом он обращал внимание на то, что после него придет нищая и ободранная армия России, которая загребет всех. После этого половина побежала [вступать в «ЧВК»], другая решила, что так нельзя.
Понятно, что люди вроде Трушкова очень хотели вступить в «ЧВК», но их просто не могли взять [из-за неподходящей статьи]. В их случае идеальным вариантом мог стать «Шторм Z»Штрафные батальоны, куда Минобороны вербует заключенных и отправляет военных, нарушавших устав., но он приехал сильно позже. Эти люди не гнушались никем. Какая разница, для кого гробы заказывать? Когда заключенные ушли на войну, начались разговоры [о войне]: кто-то сильно высказывался за, кто-то против. Мы в своей узкой компании — я, Азат и «террористы» — просто ржали и издевались над этим.
Понятно, что с Трушковым Азат эти вещи не обсуждал и был немногословен. Он мог расслабиться только в нашей компании. Никогда ни с кем посторонним он бы это обсуждать не стал. Хотя вот когда первая группа ушла в «ЧВК Вагнер», у меня был приятель, который работал в часовне при колонии. Я попросил его дать мне кадило, чтобы во время, как они готовились отправиться на войну — чифирили, пили тосты во славу друг друга и так далее, — ходить и отпевать их. Мне показалось это смешно, но шутку не оценили. По идее за это мне могли накинуть пять лет, что и обещали. Я отскочил, потому что на тот момент еще не было законов о «фейках» и «дискредитации». По лезвию поскакал, в общем. У Азата же случилась другая ситуация. После 9 мая силовики поняли, что надо бить в эту точку.
Я освободился из колонии в феврале 2023 года, но связь поддерживал до июня–июля того же года. Когда Азата приняли прямо на выходе из колонии, я узнал об этом в тот же день, потому что мне позвонили из колонии. В тот же момент ситуация вокруг меня тоже начала сгущаться. Я сначала уехал в Турцию, и прошло много времени, прежде чем я осел там, где сейчас нахожусь. И вот на этот промежуток времени я выпал из истории Азата.
Я был подписан на группу «FreeAzat!», но не знал ни Лену [Горбань, жену Азата], ни кого-либо еще. Иногда, когда я читал новости и видел какие-то оскорбительные вещи [в адрес Азата], то [отвечал в духе:] «Ты там не был, а я был, и давай еще расскажи, как ему [Азату] надо было делать». Оказалось, что все это время Лена все эти истории по крупицам собирала и отправила [Азату]. И вот где-то две недели назад она отправила мне письмо с ZonatelecomСервис для отправки писем заключенным. от Азата.
Этот небольшой человек обладает несгибаемой волей
В письме он писал с благодарностью, говорил, что со мной в колонии у него связаны лучшие воспоминания и так далее. После этого Лена со мной связалась и попросила дать огласку [по поводу второго дела против Азата Мифтахова].
История примерно такая: Трушкову сказали: «Вот у тебя уже пятерка отсижена, впереди еще восемь лет. Домой вернешься без зубов, никому не нужный, насильником и “обиженным”. При этом мы можем подписать твое ходатайство со “Шторм Z”, и домой ты вернешься уже героем с погашенной судимостью». Понятно, как это работает. Один может соскочить, если совесть свое сыграет, двое тоже могут договориться, а вот трое — это уже круговая порука.
Касаемо Трушкова. Насколько мне известно, он пытался выйти и даже вышел на связь с Леной. А в данный момент это животное, по моей информации, находится в Луганской области, но он дезертировал. По поводу этой ситуации у него все болит, он мучается, но не приносит извинений ни Лене, ни Азату, а просто бравирует деньгами. Спрашивает, куда отправить. Просил передать Азату, что «батя» звонил, хотя, как я уже говорил, старшего из «обиженных» на зоне называют «мамка». В общем, у человека с головой не все в порядке, но найти силы извиниться за свой поступок он не может.
Есть к вам такой технический вопрос. Лена Горбань подозревает, что Трушков сейчас ей звонит, и сделала несколько записей. Считаете ли вы, что на записях голос Трушкова?
Я не считаю, а точно знаю, что это он. Буквально вчераИнтервью записывалось 16 декабря 2024 года., 15 декабря, из окружения Трушкова я получил подтверждения, что он сбежал и периодически выходит на связь. Это к вопросу о свидетелях обвинения: они купили его [Трушкова] один раз и продали его тем, кто позже перепродал его на мясные штурмы. Это к вопросу о том, какой это человек.
Сравните это с тем, какой человек Азат. Неисправимый романтик, несгибаемая воля, несломленный характер. На его месте любой другой уже десять раз бы вскрылся и повесился. Сейчас он сидит в тяжелейших условиях.
А в чем они выражаются?
Ну то, что я знаю, я черпаю из «FreeAzat!». Здесь одно дело — это читать и пропускать через себя, а другое — это реально понимать, как это работает. Возьмем в пример 17-ю колониюРечь идет об ИК-17 в Красноярске, которая известна пыточными и суровыми условиями и регулярными избиениями заключенных.. Человек сидит в ШИЗО, ему положена часовая прогулка. В тот момент, когда он выходит, сотрудник колонии кладет таблетку хлорки под нары и за решетку, до которой дотянуться нельзя. Это разъедает глаза, появляются сопли, и человек медленно умирает. И это может длиться бесконечно.
Это мое предположение, как замучили Навального или Максима МарцинкевичаРоссийский неонацист, известный под прозвищем Тесак. Был трижды приговорен к уголовному наказанию по статье 282 УК РФ о возбуждении ненависти. По версии следствия, покончил с собой в сентябре 2020 года в заключении., который «совершенно случайно» погиб на этапе из Екатеринбурга в Челябинск. Такая система не дает сбоев вообще.
Насколько вообще реалистична ситуация, в которой обвиняют Азата? Вероятен ли такой сценарий, что другой зэк разговаривает с кем-то про войну, а на него доносят? Бывают ли такие случаи?
Донос — это такая вещь из советской мифологии. Сейчас это работает по-другому. Допустим, опер зовет Трушкова и говорит ему: «Вот тебе еще двое в команду, работайте». Это зависит от того, что интересно конкретному оперу. Но если ему свыше спустили [задание], то он обязательно найдет тех, кто слышал, что Азат что-то там говорил. Случай Азата не уникален. Так было со многими и многими людьми.
Схема работает безотказно. Просто в случае Азата это сыграло на политической теме. Понятно, что Азат антифашист, антинационалист и антирасист, но с таким, извините, говном, как Гаджимуратов, он не стал бы разговаривать. Это невозможно.
Трушков сам признает, что это был заказ и он его выполнил. Цена сделки — условное освобождение через «Шторм Z».
Хотите ли что-то еще добавить?
В конце хотелось бы добавить назидание тем, кто борется и хочет что-то изменить [в мире]: чтобы они за пример поведения и духа брали Азата. Этот небольшой человек обладает несгибаемой волей, совершенно неординарным умом. Он настолько силен, что его интеллект противостоит сотне зоновских быков. Он с ними не разговаривает. Он с ними не качает. Он непонятен им настолько, что у них даже не случается конфликтов — это просто другой уровень.
Азат неисправимый романтик, который где-то совершает немножко странные поступки. Где-то можно было облегчить себе жизнь, не предавая себя и свою идею, но он не может себе этого позволить.