Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Третий год продолжается российское вторжение в Украину, унося жизни тысяч людей с обеих сторон. В то время как политики разных стран обсуждают возможность переговоров, Кремль желает закончить войну, сохранив имидж победителя. Власти и провластные СМИ убеждают россиян в том, что после «победы» жизнь наладится — цензуры станет меньше, а чиновники будут строить более справедливое общество.
27 сентября 2020 года Азербайджан начал Вторую карабахскую войну. Она завершилась победой Азербайджана, и, несмотря на потери, население страны праздновало успех. В 2023 году Баку окончательно занял Карабах после девятимесячной блокады, вынудив более 100 тысяч этнических армян покинуть регион.
Гаврило Принцип прожил в Азербайджане почти всю жизнь и наблюдал за военными успехами страны своими глазами. Можно ли назвать захват желанной территории победой и стало ли общество жить лучше по окончании войны? Для DOXA автор разбирается в последствиях.
Я помню, как за несколько дней до начала войны мы обсуждали с моим знакомым — убежденным националистом, — какие будут последствия войны для Азербайджана. На мое утверждение о том, что победа в Карабахе сделает режим Алиева еще более устойчивым, а страну еще менее свободной, он возразил: «Это будет не его победа, а победа народа».
После начала войны значительная часть населения, включая оппозиционных политиков, была ослеплена жаждой мести, ведь власти многие годы разжигали ненависть к армянам, используя травму поражения в Первой карабахской войне и ее последствий. В сентябре 2020 года одни мои знакомые говорили, что война станет освобождением азербайджанского народа, поможет ему поверить в себя после поражения в Первой войне за Карабах, а правительство будет активнее вкладывать средства в улучшение качества жизни либо попросту больше не сможет удерживать власть. Другие считали, что это просто долгожданное окончание многолетнего конфликта.
Чего они тогда не знали, так это того, что с окончанием войны и присоединением Нагорного Карабаха конфликт не закончится. За три десятилетия правления страной Алиев сделал его основой своей власти. С его помощью он манипулирует населением.
Даже курсы по ИЗО для детей не могут обойтись без рисунков убитых армянами азербайджанцев. После окончания Второй карабахской войны в школах ввели отдельный урок для девятых классов — «История победы». В учебнике, на обложке которого изображен Ильхам Алиев в военной униформе и с поднятым вверх кулаком — его личным символом победы, рассказывают о героической гибели азербайджанских солдат и о «ключевой роли в победе» президента. Зверства армян, часто без документальных подтверждений, в подробностях описываются на страницах других школьных учебников. В то же время азербайджанские власти активно фальсифицируют историю, утверждая, к примеру, что тюрки якобы живут на Южном Кавказе, в частности в Карабахе, с первого тысячелетия до нашей эры, в то время как их массовое переселение начинается только в X веке нашей эры. Армяне же, согласно тем же учебникам, были переселены на Кавказ Россией лишь в XIX веке.
«Мы всем классом попали в ловушку»
«Разговоры о важном»: как власти хотели сделать «уроки ненависти», а в итоге переизобрели классные часы
Эти же нарративы транслирует и президент. Причем их распространение начинается даже не со школы, а с детского сада. Все это, с одной стороны, помогает взращивать ненависть к армянам, а с другой —- отвлекает внимание от внутренних проблем и создает иллюзию величия страны. Последнее власти оценивают не уровнем жизни или прав человека, а военными победами.
И властям действительно удалось сместить фокус внимания граждан. Я помню, как очень многие азербайджанцы были убеждены в том, что все проблемы с высокими ценами, уровнем жизни и правами человека не так важны в сравнении с «карабахской проблемой». Некоторые считали, что в Азербайджане в целом не нужно вести оппозиционную деятельность и уж тем более организовывать протесты, пока не возвращен Карабах.
Тысячи молодых людей, учившихся в азербайджанских школах после Карабахской войны, обрабатывались пропагандой, выросли и попали в армию. А после — с радостью воевали за потерянный регион не за выплаты, а из ненависти и с убежденностью в правильности своих действий.
При этом многие ветераны войны, которые жителями страны, властями и СМИ чествовались как герои, оказались на обочине жизни. Государство почти не помогает им. Ветеранам назначили небольшие пособия: 300–400 манатов (примерно 16–20 тысяч рублей) для людей разных групп инвалидности и 80 манатов (чуть более четырех тысяч рублей) для всех остальных. Но многие ветераны сталкиваются с проблемами при получении даже этих пособий. Ветераны страдают от посттравматического стрессового расстройства и трудностей с устройством на работу, например, из-за последствий ранений. Не выдержав, десятки уже совершили суицид, некоторые — через самосожжение.
Хотя в октябре 2023 года Алиев заявлял, что конфликт завершен, страна продолжает увеличивать военные расходы. В 2025 году военный бюджет Азербайджана снизится на 6,6% по сравнению с этим, но все равно составит 6,65 миллиардов манатов (более 360 миллиардов рублей). Для сравнения, на образование в следующем году Азербайджан потратит почти 270 миллиардов рублей, а на здравоохранение — почти 110. Премьер-министр Азербайджана Али Асадов недавно заявил, что расходы на вооружение останутся одной из самых больших статей госбюджета на ближайшие годы. Не слишком похоже на страну, готовящуюся к миру, не так ли?
В то же время, пока идут переговоры, власти Азербайджана не жалеют средств как на восстановление Карабаха, так и на снос зданий и памятников армянской культуры. В регионе возводят новые поселки и аж три аэропорта. При этом по всему остальному Азербайджану функционирует всего пять аэропортовПлощадь Нагорного Карабаха — примерно 11 450 квадратных километров, а остального Азербайджана — примерно 75 000.. Один из них — в Габале — официально обслуживает внутренние перелеты, но найти билеты на рейсы невозможно. По словам Ильхама Алиева, за четыре года Азербайджан вложил в Карабах 17,5 миллиардов манатов (более 960 миллиардов рублей).
Несмотря на вложенные государством усилия и деньги, многие азербайджанские беженцыВ результате Первой карабахской войны около 500 тысяч азербайджанцев лишились своих домов. За 30 лет количество вынужденных переселенцев увеличилось, так как их дети тоже получили этот статус. В 2024 году власти Азербайджана заявили, что переселили в Карабах несколько тысяч человек и планируют до конца года увеличить их количество до 20 тысяч. из Карабаха жалуются на плохое качество второпях построенных домов. В целом строительные работы в Нагорном Карабахе напоминают возведение потемкинских деревень, чтобы показать населению, что государство работает над налаживанием жизни в стране.
Пока в Карабахе активно ведется строительство, в других регионах Азербайджана жители регулярно жалуются на отсутствие инфраструктуры, плохие дороги и школы, находящиеся в аварийном состоянии.
Инфляция в Азербайджане растет, экономика замедляется. К примеру, с начала этого года инфляция уже составляет почти 11% по сравнению с прошлым годом. Многие жители страны жалуются на высокие цены и низкие зарплаты, особенно за пределами столицы, в которой власти пытаются создать витрину успешной нефтяной страны. Азербайджан получает самые большие доходы от экспорта в регионе, но при этом имеет одни из самых низких средних и минимальных зарплат на Южном КавказеПаритет покупательной способности (показывает, сколько денег нужно в разных странах, чтобы купить один и тот же набор товаров и услуг) за 2023 год в Армении и Азербайджане отличается на 568 долларов. В Армении — 20781, в Азербайджане — 21349. При этом в соседней Грузии этот показатель — 22247, а в Турции — 34414..
Бизнес в стране вести все так же тяжело, как и до войны 2020 года. Хорошо себя чувствуют только компании, связанные с крупными холдингами. Ими, как правило, владеют влиятельные кланы, которым принадлежит большая часть бизнеса в стране. Один из таких холдингов — Pasha — находится в собственности у семьи президента Ильхама Алиева. Малый бизнес страдает от множества препятствий. Подоходный налог для малого бизнеса в Азербайджане составляет 5%. В соседней Грузии, к примеру, малый бизнес платит на 4% меньше, при этом сама процедура открытия бизнеса упрощена.
В Азербайджане, помимо налогов и бюрократии, малый бизнес сталкивается с масштабной коррупцией. По данным Transparency International, в 2023 году Азербайджан в рейтинге восприимчивости коррупции занимал 154 место из 180 стран.
Один мой знакомый был вынужден продать свое кафе из-за того, что сотрудники государственных структур постоянно вымогали у него взятки. Дважды я был свидетелем сцены, когда в кафе приходили двое полицейских и, прямо как в 90-е, требовали у него деньги «на защиту» объекта. «Мало ли, что может случиться, а мы будем рядом», — говорили они. Другой знакомый открыл тату-салон, но не проработал и дня, так как с него сразу потребовали заплатить налоги, на которые он еще не заработал.
Не только экономическая ситуация в стране становится тяжелее с каждым годом. В рейтинге Freedom House Азербайджан находится в самом конце списка — между Афганистаном и Беларусью. Оппозиционные партии деморализованыПоследняя акция протеста оппозиции в Азербайджане прошла в сентябре 2020 года — за пару недель до начала Второй карабахской войны. С тех пор репрессии и отсутствие честных выборов сделали оппозицию почти невидимой в стране. В то же время авторитет Алиева после войны вырос до небывалых масштабов: он, а не оппозиция дал азербайджанцам то, чего они хотели: возвращение Карабаха., ослаблены арестами или перешли на сторону властиОдна из таких партий — Республиканская Альтернатива. Ее глава Ильгар Мамедов был политзаключенным и после освобождения в 2019 году объявил курс на «диалог» с властью. После этого партия лишь один раз проводила акцию протеста и сосредоточилась на умеренной критике режима. Одному из ее членов — Эркину Гадырли — в 2020 и 2024 годах удалось победить на парламентских выборах. Став депутатом, он вошел в азербайджанскую делегацию в ПАСЕ.. Состоявшиеся в этом году президентские и парламентские выборы проходили при отсутствии конкуренции и массовых фальсификациях.
7 февраля — досрочные перевыборы президента в Азербайджане
Алиев хочет захватить Армению? И при чем тут российский газ?
Власти борются не только с политическими партиями, но и с отдельными оппозиционно-настроенными гражданами. Например, в конце 2023 года были арестованы журналисты издания Abzas Media, которые расследовали коррупционные схемы в Нагорном Карабахе, связанные с Алиевым. В июне 2024 года азербайджанские силовики арестовали талышского научного исследователя и просветителя Игбала Абилова, когда тот приехал на свадьбу брата в Азербайджан. Абилова обвинили в госизмене. Его родственники считают, что ученого преследуют за изучение и распространение талышской культуры.
Стирают культуру, ассимилируют и убивают этнических активистов
Как азербайджанские власти дискриминируют коренные народы и что скрывается за «реинтеграцией», которую Баку предлагает карабахским армян_кам
В сентябре 2024 года власти арестовали антивоенного активиста и политолога Бахруза Самедова, также обвинив его в государственной измене. После этого Алиев во время выступления перед студентами обвинил антивоенно настроенных азербайджанцев в том, что те не поддерживают войну, так как дружат с «кровожадными» армянами за рубежом. Таким образом президент фактически заклеймил как государственную измену любую дружбу с армянами, усиливая изоляцию двух народов.
Азербайджанцы обособлены не только от армян. Сухопутные границы Азербайджана с 2020 года закрыты — под предлогом пандемии. Из-за дороговизны авиабилетов большинство граждан не могут путешествовать, что разделяет семьи и разрушает бизнес. Президент Алиев, выступая перед парламентом, заявил, что закрытые границы спасли страну от «катастроф», не уточняя, от каких именно. В обществе эти слова восприняли как сигнал к тому, что границы не откроются в обозримом будущем. Многие считают, что страна закрыта для лучшего контроля за населением. Активистов, пытающихся покинуть Азербайджан, часто задерживают именно в аэропорту. Есть также большое число тех, кто верит властям в том, что страну держат закрытой из соображений безопасности.
Несмотря на все это, Азербайджан не находится в международной изоляции. Заключив союзническое соглашение с Россией за несколько дней до ее вторжения в Украину, Алиев в том же году подписал соглашение с Европейским Союзом об увеличении поставок газа. В ноябре 2024 года ООН проведет в Азербайджане крупнейшую климатическую конференцию COP29, закрывая глаза на то, что ранее организация обвинила страну в проведении этнической чистки в Карабахе.
Климатическая конференция пройдет в стране, 90% доходов которой зависит от экспорта нефти и газа и в которой не останавливается вырубка лесовВо время поездки по регионам я натыкался на «нелегальных» лесорубов. Они сказали, что власти закрывают глаза на вырубку деревьев в запрещенных местах, потому что в их деревнях отсутствует газ. и загрязнение Каспийского моря. Решение ООН провести конференцию в Баку на фоне массовых нарушений вызвало обвинения организации в гринвошингеПолитика зеленого и экологичного пиара без достаточных для этого оснований..
Процессы в России и Азербайджане схожи, и в случае обеих стран победа в войне не означает свободу, мир или процветание. Наоборот, на примере Азербайджана видно, что успех может только усилить культ насилия, снизить уровень жизни и привести к новым военным амбициям.
Агрессия становится основой государственной идеологии и пронизывает общество все сильнее
В Азербайджане авторитаризм сформировался раньше, чем в России. Подобные режимы часто похожи между собой. Например, Алиев, как и Путин, построил свою власть на репрессиях, коррупции и милитаризме. В сегодняшней России военная пропаганда окончательно закрепилась в школах, а недавно Путин согласился с предложением ввести ее в детских садах — в Азербайджане эти практики работают уже давно.
Оба президента развязали «маленькую победоносную войну» ради того, чтобы повысить свой авторитет и войти в историю как «собиратели земель». Но если у Алиева получилось, то Путин увяз уже больше чем на два года в самой кровопролитной войне в Европе со времен Второй мировой. Алиев воевал не с союзником США или Евросоюза, поэтому ни за войны, ни за гуманитарную блокаду, ни за распространение ксенофобии и нарушения прав человека Азербайджан не оказался под санкциями, в отличие от России.
Но военная победа Алиева принесла населению почти полное отсутствие свобод, гробы с погибшими, рост цен и ухудшение качества жизни. Моя страна не вернула себе Карабах. Его забрал Алиев. Азербайджан лишь потерял свою будущее и тысячи людей, гоняясь за прошлым из убеждения, что «красивая» карта важнее жизни и свободы.
Так как у Алиева нет иных значительных успехов за 30 лет у власти, он продолжает разогревать империалистические, армянофобские и милитаристские настроения. Конфликт стал основой его правления, а безнаказанность, поддержка Турции и России вместе с равнодушием остального мира лишь разжигает аппетиты бессменного президента.
Судя по всему, Азербайджан так и продолжит становиться все более закрытой и несвободной страной с кучей оружия — кавказской Северной Кореей, которая угрожает соседним странам войной. Причем со смертью Ильхама Алиева, к примеру, от старости, диктатура, скорее всего, не закончится. Его сын ГейдарНазван в честь дедушки, который и привел Алиевых к власти. уже стал взрослым, и Алиев все чаще берет его на встречи, вероятно, чтобы тот учился и в будущем унаследовал страну.