Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
С момента атаки ХАМАС на Израиль 7 октября прошло почти две недели. За это время граждан_ки Израиля показали невероятный уровень самоорганизации и взаимопомощи. В колонке для DOXA журналистка из Иерусалима Александра Лисогор рассказывает, как реагирует общество, почему государство не справляется и как граждан_ки Израиля разного происхождения объединяются друг с другом (спойлер: не только еврей_ки).
Обложка: REUTERS/Ammar Awad
- РедакторкаРедакторкаДаша Манжура
- 20 октября 2023 г.
Начало самоорганизации израильского общества сразу после атаки 7 октября
В интервью журналистке Ор-Ли Барлев 19-летняя девушка, выжившая в атаке террористов на кибуц Беэри, говорит: «[От государства] мы не получили достаточно помощи, […] граждане пришли нам на помощь, граждане! Правительство отсутствует!».
«Не говорите со мной о солдатах. Уже годы мы просим о решении на уровне двух государств»
Мы перевели видеоинтервью израильтянки, которую эвакуировали из разбомбленного кибуца
Несмотря на все испытания последних дней, обычные граждан_ки Израиля повели себя самым достойным образом. Люди начали помогать друг другу, не дожидаясь помощи от государства. Они организуют поставку продовольствия, предметов первой необходимости не только для жертв теракта, но и для солдат и резервисто_к, которых призвали в последние дни для проведения операции.
9 октября в интервью израильской газете «Маарив» резервист, которого дислоцировали на границу с Сектором Газа для проведения операции «Железные мечи», поделился: «Наша ситуация плохая. Не хватает базового снаряжения для боя. Керамических жилетовСверхпрочный бронежилет ни у кого нет, и у нас просто нет возможности защититься во время боя. У нашего оружия нет прицелов, и не хватает базового боевого оборудования». После этого десятки тысяч жителей по всей стране мобилизовались и организовали сбор снаряжения и продовольствия для солдат.
Израильское издание ynet цитирует военнослужащего одной из резервных рот: «Мы сейчас [8 октября] готовимся к вхождению в боевые зоны в Gaza envelopeТерритория Израиля на границе с Сектором Газа. [И нам не хватает] налобных фонарей, бурдюков, было бы хорошо, если бы нашелся боевой жилет».
Другой солдат отмечает: «Вчера нас подвезли [в Gaza envelope] одними из первых, и многие солдаты прибыли не из своего дома. [У нас] бесконечный список вещей, которых не хватает: обуви, нижнего белья, носков, полотенец, зубных щеток и элементарных средств гигиены». При этом представитель ЦАХАЛ бригадный генерал Даниэль Хагари в тот же день давал другую оценку событиям: «Прибудут тысячи резервистов. Мы дадим им задания и позаботимся о том, чтобы все получили экипировку».
Израильское издание «Глобус» отмечает, что нехватка запасной экипировки на складах ЦАХАЛ — это не новость и случается не впервые, и приводит в пример Вторую Ливанскую войнуВторая Ливанская война — вооруженный конфликт между Израилем и «Хезболлой» , фактически контролировавшей южные территории Ливана., хотя такого количества резервисто_к в один день — 300 тысяч — Израиль еще никогда не призывал. В то же время, продолжает издание, в армии не всегда положительно смотрят на гражданские пожертвования на военное обмундирование, а в некоторых подразделениях даже запрещают принимать боевые жилеты из-за того, что они могут не подходить под стандарты армии и подвергать солдат_ку опасности. Но в тех частях, где боевые жилеты необходимы, другого выхода нет.
Неподготовленность армии к нападению застала общество врасплох. Военные эксперт_ки пока затрудняются ответить на вопрос, почему в течение первых критических часов террористической атаки на юг страны армия полностью отсутствовала. Среди возможных причин приводят:
1) большой фокус Израиля на военно-воздушных силах и современных технологиях слежки, из-за чего из внимания выпадает подготовка к низкотехнологичным наземным атакам;
2) дислоцирование большинства боевых рот ЦАХАЛ на Западном Берегу для охраны израильских поселенийНаселенные пункты, созданные после 1967 года на территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны..
Выжившие в резне в кибуце Беэри отмечают, что они с первых минут атаки сообщали родным, полиции и властям о нападении. Есть записи телефонных разговоров жертв, находившихся во время нападения на фестивале на юге Израиля, со своими родственни_цами.
В интервью израильскому телеканалу «Кан» выживший в теракте житель кибуца Беэри Омри Эвен недоумевает:
ОЭ: Проходит час, другой, третий… Я не знаю, когда прибыла армия… [мы ждали в течение многих] часов…
Журналист «Кан» Моав Варди: Ты позвонил мне в 10:30 утра и сказал, прошептал: «Моав, никто не приходит [на помощь]… Скажи людям из армии, чтобы пришли…».
ОЭ: Верно, я подумал: позвоню людям, которых знаю, кто не из кибуца, у которых есть какое-то влияние. Ты видишь во всех группах [социальных сетей] кибуца люди кричат: «Спасите! Спасите! В нас стреляют, нас поджигают!»… И ты думаешь: где же армия? … Было уже глубоко за полдень… Думаешь: «Ну [пусть] прилетит хотя бы [военный] вертолет?»… Ничего! Нет самолетов, нет вертолетов… Ничего… Чувство полной оставленности, будто кто-то сказал: «Нам все равно, [что с вами будет]».
В интервью газете Times of Israel 36-летний Михаэль Шамай, пилот медицинского спасательного вертолета на юге страны, рассказал, что ему пришлось заниматься не просто эвакуацией пострадавших житель_ниц, но делать это в военных условиях, для которых его вертолет не приспособлен. Когда он попытался узнать, в какие сроки прибудет на помощь военный вертолет, ему ответили: «Никаких [военных вертолетов] нет, ты один».
Реакция правительства Израиля после атаки 7 октября
Согласно нескольким источникам, среди которых Председатель Комитета по внешним делам Палаты представителей США Майкл МакКол и представитель Египта, Нетаньяху получил предупреждение об атаке из сектора Газа за несколько дней до теракта, но не начал подготовку.
Социологические опросы израильских изданий Jerusalem Post и «Маарив» также свидетельствуют о кризисе в отношениях общества и правительства Нетаньяху. Большинство опрошенных JP, среди которых есть и сторонни_цы нынешней администрации, считают, что внезапная атака из сектора Газа — следствие провала руководства страны, и призывают к отставке правительства.
На возрастающее недоверие влияет и медлительность премьер-министра в общении с выжившими и родственни_цами погибших. Поселения, подвергшиеся атаке 7 октября, он посетил только через неделю и встречался с военными, но не с мирными житель_ницами. С родственни_цами заложни_ц Нетаньяху связался через девять дней, хотя, например, президент США Джо Байден сделал это на два дня раньше.
Правительство и соратни_цы Нетаньяху используют язык ненависти, что может способствовать разжиганию конфликтов. В первый же день атаки Нетаньяху объявил Газу «городом зла» и пообещал превратить «все места, где скрывается ХАМАС, в руины», а житель_ницам Газы пригрозил: «Уходите оттуда сейчас же. Мы будем действовать во всех местах и со всей силой». При этом он не предложил варианты, куда уходить населению, находящемуся под воздушной, морской и наземной блокадой Израиля.
Соратни_цы Нетаньяху и вовсе не стеснялись в описании подробностей приемлемого наказания для террористов. Так, глава канцелярии жены премьер-министра Сары Нетаньяху Ципи Навон описала в своих социальных сетях, какие именно меры она считает необходимыми против боевиков ХАМАС, когда тех поймает правительство. Среди них — пытать, обмазав их свиным жиром, оторвать ногти и кожу и скормить отрубленные гениталии самим же террористам. Президент Израиля Ицхак Герцог заявил, что «ответственность [за теракт] несет вся [палестинская] нация. <…> Эта риторика о том, что гражданские лица не знают, не участвуют — это абсолютная неправда».
В этот виток конфликта, трагичный и болезненный для израильского общества и почти безысходный для Газы раскол между житель_ницами Израиля ощущается остро, и любое неосторожное слово может привести к вспышке насилия и внутри страны. Так, в ночь на 15 октября вокруг дома журналиста Исраэля Фрея собралась толпа ультраправых активисто_к, которые, угрожая журналисту, пустили фейерверки в сторону его окон, но попали в окно соседа. После этого Фрей переехал и скрывается в тайной квартире.
Мои израильские друзья и коллеги в трауре и шоке. Мои палестинские друзья, живущие в городах со смешанным палестино-еврейским населением (Яффа, Иерусалим, Хайфа), равным образом невероятно травмированные последней катастрофой — а ведь у них есть друзья, погибшие не только при теракте ХАМАС, но и в Газе, и на Западном Берегу, — боятся разговаривать на арабском в общественных местах.
Салли Абед, палестинская активистка и жительница Хайфы, рассказала DOXA:
«Многие слепы к боли другой стороны. Мне не разрешают публично испытывать боль. Мой партнер работает в больнице, их просят не говорить по-арабски… [Мы слышим] много расистских высказываний, совершенно нечеловеческих, направленных как против израильских арабов, так и против тех, которые в Газе… Мне страшно, страшно… Любое слово, которое ты говоришь… если это не "убить всех, как скот, в Газе!", — не принимается… [Обстановка очень] душная, душная».
Палестин_ки на Западном Берегу боятся израильских солдат_ок, а также хорошо организованных и вооруженных групп поселен_ок, которые атакуют палестинские деревни. Только за последнюю неделю в таких нападениях убили почти 50 человек.
На Западном Берегу действуют группы вооруженных еврейских ультраправых, нападающих не только на местных палестин_ок, но и на защищающих их израильских солдат_ок и израильских активисто_к.
При этом министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир объявил 10 октября, что министерство закупит десять тысяч винтовок для вооружения групп гражданской безопасности, большая часть из которых отправится в города, близкие к границам, а также в смешанные еврейско-арабские города и поселения на Западном Берегу.
Бедуинская община Негева пострадала при нападении ХАМАС на Израиль: 16 убитых, а также 40 пропавших без вести, некоторых из них узнали в видео с заложни_цами. Но и они сталкиваются с неприятием сограждан-израильтян.
Нати Йефет, представитель The Council for Unrecognized Bedouin Villages, рассказал DOXA:
«Люди сидят дома и боятся… В первые дни атаки [было] три [причины бояться]. Первая [причина] — страх перед хамасниками, которые могут прийти сюда [в бедуинские общины]. Вторая — страх, что тебя могут принять за террориста… неправильно идентифицировать. Третья — боятся […] каханистовКаханизм — реакционное ннаправление в современном сионизме, основанное раввином Меиром Кахане, который придерживался мнения, что большинство арабо_к, живущих в Израиле, — враги еврее_к и самого Израиля, и считал, что необходимо создать еврейское теократическое государство, в котором неевре_йки не имеют права голоса.. [Вокруг] много подстрекательств [ультраправых евреев]».
Все это — несмотря на то что палестинская и бедуинская общины участвовали в спасательных операциях и продолжают быть частью волонтерского движения, охватившего всю страну.
Как граждан_ки Израиля продолжают самоорганизовываться
С самого первого дня катастрофы граждане по всей стране начали организовывать пункты помощи и сбора необходимых продуктов, средств гигиены и так далее, чтобы заполнить лакуны в логистике ЦАХАЛ, а также поддержать жертв терактов и даже вывезти домашних животных, оставшихся в опасных районах.
В социальных сетях и мессенджерах ежедневно создаются группы, которые объединяют людей и координируют волонтеро_к, отправляя их туда, где в этом есть необходимость. В поликлиниках выстроились очереди для сдачи крови. Одна из самых трогательных и в то же время самых страшных просьб, озвученных в таких группах, — запрос на молоко для грудных детей. На него тут же ответили сотни желающих помочь.
Такая самоорганизация и самодостаточность общества не возникла на ровном месте. За последние несколько лет в стране сформировалась низовая гражданская активность, цель которой — политическая трансформация. В последние полгода активно развивалось протестное движение.
При всем отчаянии, усталости и испытываемом шоке, попытки сплочения израильского и палестинского населения не прекращаются — вопреки риторике языка вражды от государственных деятелей. Один из таких примеров — невооруженные еврейско-арабские бригады «Охраняем друг друга вместе» (שומרים על עצמנו ביחד), устроенные еврейскими и палестинскими активист_ками в смешанных городах, чтобы защитить местных житель_ниц любых этнических групп от насилия.
Активист одной из этих бригад, а также один из основателей «Стоим вместе» (״עומדים ביחד״) — активистской организации за мирное сосуществование еврее_к и палестин_ок — Алон-Ли Грин поделился с DOXA:
«Мы осознаем, что сейчас очень опасный момент в обществе. Правительство призывает к войне и насилию, к еще большим смертям — и все эти слова переводятся в [действие] на улицах. Наша задача — создать как можно больше пространств кооперации между евреями и палестинцами и очистить публичное пространство Израиля от ксенофобии и насилия».
Грин рассказал, что они мониторят группы в социальных сетях, принадлежащие правым экстремист_кам, передают данные в полицию, устраивают акции солидарности, набирают волонтеро_к, чтобы передавать нужные вещи всем, кто стали жертвами атак ХАМАС, и помогать пожилым людям.
Их цель — показать, что еврей_ки и палестин_ки могут работать друг с другом рука об руку и преодолеть это непростое время вместе
Некоторые акции активисто_к за мирное сосуществование арабо_к и еврее_к привлекают внимание полицейских сил, которые видят в них опасность. 18 октября в Иерусалиме были задержаны активист_ки «Стоим вместе» за развешивание плакатов с надписью на арабском и иврите: «Евреи и арабы, мы преодолеем это вместе». Постеры и футболки активисто_к были конфискованы полицией. Ранее в Хайфе была остановлена акция против бомбардировки Газы. Генеральный инспектор полиции Израиля Коби Шабтай заявил: «Кто хочет сочувствовать Газе — пожалуйста. Я посажу любого в автобусы, которые сейчас направляются туда». Все больше палестин_ок, а также еврее_к, выражающих сочувствие убитым в Газе, отстраняют от учебы, увольняют с работы или арестовывают из-за публикаций в социальных сетях. Причем репрессиям подвергаются не только академики и активист_ки, но и рабочие. Так, израильских арабо_к, пришедших на работу 17 октября, выдворили инспектора, присланные муниципалитетом центра Израиля.
Остается только надеятся, что солидарность преодолеет атмосферу ненависти и взаимного подозрения, и уроки, извлеченные из катастрофы, произошедшей на прошлой неделе в Израиле, и трагедии, продолжающейся в Газе, не пройдут даром.