Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Предисловие
Хотя некоторые житель_ницы России могут жить свою жизнь, не замечая военной пропаганды, от миллионов людей требуют не просто слушать ее, но и активно соглашаться — при этом уклониться от таких обязанностей бывает проблематично. Речь идет о детях, прежде всего — об учащихся российских школ. За полтора года полномасштабной войны милитаризм стал частью школьного образования: к школьни_цам на занятия теперь приходят участники «СВО», а самих учащихся заставляют писать письма на передовую и изготавливать окопные свечи для военных. Все это время DOXA подробно освещала, как фашизм приходил в российские школы. Ниже — обзор, что нам удалось узнать о милитаризации образования.
«Разговоры о важном»
«Мы все вопросы, цели и задачи специальной военной операции, поставленные президентом, на каждом уроке, на каждой ступени, для каждого обучающегося проговорим», — с такими словами почти год назад выступил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
С сентября 2022 года в российских школах появился новый предмет — «Разговоры о важном». Целью этих занятий автор_ки учебной программы называют воспитание «патриотизма» и «укрепление традиционных ценностей». «Разговоры» проходят на первом уроке по понедельникам, их ведут классные руководитель_ницы. Первый урок ровно год назад провел Владимир Путин: он рассказывал детям в том числе о целях «спецоперации»: «Школьники [в Луганске] не знали, что есть Крымский мост. Они считали, что это фейк. Они вообще даже не знали, что Украина и Россия входили в состав единого государства — Советский Союз». Другие занятия проводили, например, Иван Охлобыстин, который сравнивал женщин с грибницей, Сергей Лавров, Николай Цискаридзе и другие политик_ессы и общественные деятель_ницы России.
«В моем окружении все просто смирились уже с тем, что приходится ходить. Я всего одного человека видела, который свято верил в это все. Сейчас она уже пересмотрела свои взгляды. В основном никто даже не слушает, что там рассказывают, своими делами занимаемся на последних партах», — говорит DOXA девятиклассница Маша из Московской области. По словам школьницы, больше всего ей запомнился урок про скам в интернете, который вел популярный рэпер: «Я только Егора Крида и помню. Самый нормальный урок из всех был. За регулярные прогулы “разговоров” могут к директору отправить, а потом еще и к родителям с вопросами пойдут. Но выйти после десяти минут урока и отсидеться там, где не заметят, — вполне рабочий вариант».
Помимо рэперов и священников, эти занятия проводят военные, которые вернулись из Украины. В июле 2023 года Минпросвещения напрямую обратилось к ветеранам «СВО» с предложением проводить еженедельные «разговоры». «Нам представляется важным, чтобы этот опыт, это знамя того поколения — поколения победителей — сейчас было подхвачено», — заявил Александр Бугаев, заместитель министра просвещения РФ.
Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок посещал пропагандистские уроки, то можно написать заявление на имя директора или перевестись на домашнюю форму обучения. Шаблон такого заявления подготовил «Альянс учителей», а о самой форме обучения подробно рассказывал педагог Дима Зицер.
Что получилось из попытки властей сделать урок политинформации«Мы всем классом попали в ловушку»
«Разговоры о важном»: как власти хотели сделать «уроки ненависти», а в итоге переизобрели классные часы
Школьные мемориалы участникам «СВО»
По подсчетам DOXA, к началу февраля 2023 года на фасадах российских школ было установлено 432 таблички в память об участниках войны в Украине. В колледжах таких мемориалов меньше: мы насчитали 53 доски. Иногда в образовательных учреждениях перепридумывают биографии людей, которым посвящен мемориал. Так произошло в селе Шилекша Ивановской области, где установили доску Сергею Обухову, погибшему в пьяной перестрелке с эфэсбэшниками в оккупированном Херсоне. В школе военного появились «уголок героя» и памятная табличка, а одноклассни_цы теперь вспоминают его как «неконфликтного, жизнерадостного и позитивного».
Помимо мемориальных табличек, «участникам СВО» в школах стали посвящаться «парты героя». Например, в Чите такие парты установлены уже в трети всех школ.
Подробнее о новой мемориальной культуре в школах«Война еще не закончилась, а таблички уже появились»
Как в учебных заведениях по всей России устанавливают сотни мемориальных досок российским военным
Патриотические концерты
За время полномасштабного вторжения изменились и патриотические праздники в школах. На такие мероприятия стали все чаще звать российских военных, которые вернулись из Украины. Иногда администрации учреждений проводят специальные концерты для силовиков и жен мобилизованных. Как правило, там звучат песни Шамана, Олега Газманова и Виктора Цоя. Иногда детей даже заставляют вскидывать одну руку вверх, как это произошло в одной из школ Казани. «Ну что вы все, нерусские, что ли?», — спрашивала у детей руководительница во время репетиции песни «Я русский».
К маю 2023 года в обращениях российских чиновни_ц и учитель_ниц все чаще стали звучать параллели между «СВО» и Великой Отечественной, а детей все больше стали вовлекать в «помощь фронту»: изготовление окопных свечей или сухого душа, написание открыток, записи видеопоздравлений.
О том, как изменились праздники в российских школах«Все радовались и хлопали, а мне было стыдно за все, что происходит»
Как в российских школах проходили праздничные концерты 23 февраля и 8 марта
Новые должности в школах и военная подготовка
Еще до начала полномасштабной войны в десяти регионах России в школах появилась должность советни_цы директора по воспитанию, а в год вторжения проект расширили еще на 35 регионов. Уже с этого учебного года, по словам Сергея Кравцова, такие сотрудни_цы появятся во всех школах страны. В Москве зарплата советни_цы составляет 130 000 рублей, в Санкт-Петербурге — около 50 000 рублей. «А чем занимается советник по воспитанию? Пропагандой. Следит, чтобы все методички, спущенные сверху, исполнялись. На эту должность у нас выбрали самую выслужливую девочку», — говорит DOXA учительница обществознания из Петербурга.
С первого сентября в российские школах появится и курс начальной военной подготовки, который школьни_цы будут проходить в рамках ОБЖ.
Наша собеседница комментирует это так: «В новом году нам расскажут, что делать, если дрон на школу упадет, если взрывное устройство окажется в школе, если захват. Так что мы готовимся. Если такой шухер навести, то дети начнут думать, что враг на пороге, надо быть бдительными».
Подробнее о военной подготовке в школах«Гуси-лебеди» с автоматами
Как милитаризм стал частью школьного образования в России
Новые учебники истории
7 августа в Москве министр просвещения Сергей Кравцов и помощник президента Владимир Мединский презентовали новый учебник истории для 11 класса. Главы о периоде 1970–2000-х годов в нем полностью переписаны, добавлен отдельный раздел, посвященный «спецоперации». Украина в учебнике названа «ультранационалистическим государством».
Например, западные санкции в учебнике по истории России описаны так: «Общий ущерб [западных санкций] невозможно оценить, речь может идти о триллионе долларов. Такая воровская “лихость” не снилась даже Наполеону при установлении континентальной блокады Англии. Тот всю жизнь воевал с Британией, но не трогал частные средства англичан».
Антон Праведников, политический исследователь:
«Не стоит переоценивать значение новых учебников. Во-первых, система образования крайне инертна. Во многих российских школах до сих пор учатся по старым учебникам, а, кроме того, в России нет единого учебника истории — в специальном перечне их много. При подготовке к ЕГЭ могут использовать вообще другие учебники и справочники. Во-вторых, в школе даже не всегда успевают дойти до современной российской истории, и нет никаких гарантий, что школьники до этой темы дойдут и что-то из нее запомнят. Я бы скорее переживал из-за общего нарратива, в котором, например, территориальная экспансия преподносится исключительно как благо. Но это проблема возникла не в последние два года.
Очевидно, что власти пытаются за счет вписывания этих событий в учебники как бы “наверстать упущенное” в воспитании молодежи — то, чем они прежде, как они считают, толком не занимались. Но у меня большие сомнения в том, что на этом поприще можно достичь значительного успеха. Мне кажется, школьники хорошо чувствуют попытки манипуляции и сопротивляются этому, часто через шутки или что-то в этом роде. И все же это не совсем безобидно. Боюсь, все это может сейчас заложить основание для опасного ресентимента в будущем».
«Герои СВО» на ЕГЭ
В августе ФИПИ опубликовал демоверсии ЕГЭ и ОГЭ, в которых появились задания о войне в Украине — на это обратили внимание журналист_ки «Верстки» и «Медиазоны». Но пока одни учителя призывают бойкотировать профильные экзамены, другие подстраиваются под новые правила. «Мы спорить и оценивать не будем. Наша цель — сдать ЕГЭ и не потерять баллы. Поэтому мы учебник [Мединского] просто открываем и работаем», — пишет на своей странице VK учительница из Краснодара.
Сами школьни_цы, которые сдают историю в этом году, пока не выработали стратегию действий. «Заучивать ничего не планирую, если такое задание и попадется, отвечу наугад, прокатит — и ладно», — говорит DOXA одиннадцатиклассница Алена из Москвы.