Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Десять лет назад в Новгородской области загорелся психоневрологический интернат.
В результате пожара погибли 36 подопечных и санитарка Юлия Ануфриева, пытавшаяся спасти людей. Эта трагедия не была первой и не стала последней: после нее при пожарах в российских ПНИ погибли по меньшей мере 30 человек.
DOXA рассказывает, как трагедии связаны с системой ПНИ, почему в таких трагедиях гибнут десятки людей и как новые поправки в закон о психиатрической помощи только усугубляют ситуацию.
Как часто происходят пожары в ПНИ?
Возгорания в учреждениях, многие из которых построены еще в советское время, происходят регулярно. Мы насчитали не менее 18 случаев с 1999 года, когда пожары вели к гибели людей.
В современной России при пожарах в ПНИ погибли по меньшей мере 183 человека. Почти половина75 человек. из них — в трагедиях 2013 года в Московской и Новгородской областях. Последний пожар, который привел к жертвам, произошел в Тверской области в 2021 году. Тогда в интернате погибла 82-летняя женщина.
Чаще всего причинами пожаров в ПНИ становится халатность персонала и поджоги, некоторые из которых совершают подопечные интернатов.
Чем усугубляются пожары в ПНИ?
Мария Сиснева, клинический психолог и руководитель общественного движения «STOP ПНИ» отмечает, что в советское время многие ПНИ строили в отдаленных местах. Это влияет на общественный контроль: родственни_цам и волонтер_кам сложнее регулярно посещать подопечных и следить за условиями жизни.
Эвакуировать людей из интерната так же тяжело, как и из больницы. В учреждении есть отделение милосердия, где люди с трудом передвигаются. Если пожар вспыхнул ночью, то помочь им практически некому, поскольку в учреждении остается меньше персонала.
Помимо этого, многие региональные интернаты перенаселены. Это связано с тем, что в ПНИ относительно легко попасть и довольно сложно выйти: даже восстановив дееспособность, многим подопечным попросту некуда идти. «Я почти каждый день получаю сообщения от людей, которые восстановили дееспособность и у которых нет жилья. Человеку, у которого 10 лет выпали из жизни, уйти и снимать себе комнату — очень рискованный сценарий», — объясняет Мария Сиснева.
Перенаселение влияет на сложность эвакуации при пожаре. Кроме того, по словам Сисневой, чем меньше людей живут в учреждении, тем более бережное к ним отношение.
На безопасность подопечных влияет и отношение к ним со стороны администрации. «Чем человек самостоятельнее, тем больше вероятность того, что в критической ситуации он сделает все правильно. В интернатах при этом очень много людей с выученной беспомощностью. Их просто приучают к тому, чтобы действовать по указке и не проявлять инициативу».
Какие изменения могут повысить безопасность подопечных и улучшить качество их жизни?
Мария Сиснева считает, что для существующей системы актуальны два пункта:
1. Уменьшение густонаселенности в интернатах. «Люди не живут стадами, они создают маленькие группы, например, семьи. Поэтому нельзя помещать человека в условия, где он находится среди тысячи людей, которые никем ему не являются, которых он не выбирал и жить с которыми он не соглашался, а управляет им при этом небольшая верхушка администрации. Это называется тотальной институциейСтрого дисциплинированное место пребывания большого количества людей, которое отрезано от внешного мира. Среди примеров — армия и исправительные учреждения., в которой всегда создается пространство для злоупотреблений. Нужно, чтобы люди жили в обычных местах, в квартире или домах, и в маленьких группах. Такой пункт есть в международной конвенции: они [подопечные ПНИ] должны жить в тех же условиях, что и другие люди».
2. Отношения между подопечными и сотрудни_цами должны стать равноправными. «Это возможно только в условиях, когда создаются маленькие группы с несколькими социальными работниками. Большая группа и замкнутая территория всегда подталкивают к управлению жесткими методами».
Как новые поправки в закон о психиатрической помощи могут усугубить ситуацию?
В июле 2023 года Госдума приняла поправки в закон «О психиатрической помощи». Обращение против них поддержали почти 100 тысяч человек и более 150 некоммерческих организаций. Нововведения серьезно скажутся как на условиях содержания подопечных, так и на их безопасности.
1. Выйти из интерната становится сложнее. «Раньше решение принимала врачебная комиссия интерната, что регулярно оспаривалось правозащитниками. Врач не может решать, стал ли человек самостоятельным, поскольку это не медицинское понятие. В новых поправках это решение дополнительно будет рассматривать комиссия при региональном органе исполнительной власти в сфере социальной защиты. Вместо одной комиссии стало две», — объясняет Мария Сиснева. При этом пройти даже одну комиссию — очень сложная задача.
2. Сокращение независимого контроля. Раньше закон обязывал создавать независимые службы защиты прав людей с ментальными расстройствами. После поправок этот пункт был исключен. «За 30 лет государство так и не создало независимую от министерств и ведомств службу защиты прав подопечных, которая предусматривалась законом, — рассказывает Мария Сиснева. — Теперь эту статью убрали. НКО, чтобы помогать подопечным, необходимо прописать “правозащитную деятельность” в уставе. Но на практике если государству это будет невыгодно, то Минюст эти изменения в уставе никогда не примет, руководствуясь формальными придирками».
3. Согласование проверок. Мария Сиснева рассказывает, что, согласно новой редакции закона, перед визитом в ПНИ или психиатрическую больницу организации и комиссии, занимающиеся защитой прав, должны договориться с руководством учреждения: «В таком случае любая проверка теряет смысл. Во-первых, руководство может отказать. Во-вторых, если человек жалуется на жестокое обращение и я хочу прийти от правозащитной организации, то меня спросят о “цели визита”. Я буду вынуждена сказать, и к моменту моего прихода человека могут запугать до такой степени, что он уже ничего не скажет. Мой визит будет совершенно бесполезен.
Вообще, от этих изменений у меня впечатление, что мы возвращаемся к концепции карательной психиатрии. Я никому не советую попадать в государственные психиатрические заведения».
Что можно сделать, чтобы помочь подопечным в ПНИ?
1. Поддержите организации, которые помогают подопечным ПНИ в вашем регионе. С их помощью также можно устроиться на волонтерство в психоневрологический интернат. Волонтер_ки помогают подопечным в социализации, которой людям не хватает в условиях закрытых учреждений.
2. Поддержите организации, которые организовывают сопровождаемое проживаниеВо время сопровождаемого проживания люди с инвалидностью живут дома или в близких к домашним условиях. Это позволяет им социализироваться и учиться самостоятельной жизни под присмотром специалисто_к. — главную альтернативу психоневрологических интернатов. Примеры таких проектов:
- «Творческое объединение “Круг”» помогает подопечным московских ПНИ. Задонатить можно тут. Кроме того, можно купить продукцию, сделанную людьми из ПНИ. Это тоже поможет фонду toksale.ru
- «Новые Перспективы» помогают подопечным ПНИ Санкт-Петербурга. Задонатить можно тут: adults.perspektivy.ru
- «Жизненный путь» помогает подопечным московских ПНИ. Задонатить можно тут: liferoute.org/donate
- Фонд «Ребенок с будущим» организует сопровождаемое проживание в Республике Марий Эл. Помочь: rebenok-s-budushim.ru/howtohelp
- Деревня сопровождаемого проживания «Светлана» в Ленинградской области. Задонатить можно тут: camphillsvetlana.ru/kak-nam-pomoch
- Фонд «Открытая среда» организует сопровождаемое проживание в Краснодарском крае. Помочь: otkrytofond.ru/help