Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
5 сентября 2024 года на Венецианском кинофестивале прошла премьера документального фильма российско-канадской режиссерки Анастасии Трофимовой «Русские на войне». Для съемок картины документалистка провела семь месяцев на фронте с российскими военнослужащими, чтобы показать их видение войны в Украине. После премьеры Трофимова заявила, что российские военные — «обычные люди в необычной ситуации», а на войне нет места «черным и белым слоганам».
Премьера фильма и высказывания Трофимовой вызвали широкую критику, причем не только со стороны культурных деятель:ниц, но и от главы Офиса президента Украины Андрея Ермака и генерального консула Украины в Торонто Олега Николенко. В результате канадская компания, выделившая на съемки «Русских на войне» 340 тысяч канадских долларовОколо 22 миллионов рублей., заявила, что не будет поддерживать и прокатывать фильм, а кинофестиваль в Торонто отложил показ картины из-за угроз безопасности. При этом сама Трофимова считает, что сняла антивоенное высказывание. DOXA разбирается в фильмографии и биографии режиссерки.
Что снимала Трофимова до «Русских на войне»
«Россия — самая большая страна мира, а Russia Today — самый крупный российский вещатель. Если ты можешь снимать истории, за которые тебе не стыдно, ты их снимаешь», — так Анастасия Трофимова ответила журналист:кам на вопрос о том, почему она сотрудничала с документальным каналом Russia Today (RТДДокументальный канал, в 2011 году запущенный Дмитрием Медведевым. Входит в телевизионную сеть Russia Today, финансируемую из госбюджета.).
До начала работы на RТД об Анастасии Трофимовой известно немногое. Она родилась в Москве, в 2009-м окончила Университет Торонто, а в 2021-м выпустилась из Амстердамского университета со степенью магистра в области международных отношений. В 2013 году она проводила ресерч для фильма HBO «Рассказы о торговле органами», который в 2014 году получил премию Canada Screen Award в номинации «Лучшее расследование». В том же году режиссерка начала работать с RТД.
В 2014-м, по словам Трофимовой, «во всех новостях мира каждый день показывали все новые и новые зверстваТогда боевики ИГИЛ заявили о создании исламского халифата на территориях, которые группировка захватила в Сирии и Ираке. ИГИЛ», что «зацепило» режиссерку «за живое». Именно на темы, связанные с ИГИЛ, Трофимова снимала для RТД. Так, она сделала три фильма про курдское сопротивление, которое боролось с ИГИЛ. Среди ее картин, например, есть работа о новобранках женского крыла курдских отрядов народной самообороныВооруженные формирования, входящие в военный альянс Сирийских демократических сил, боровшихся с ИГИЛ при поддержке США. и история контрабандиста, который помогал женщинам и детям бежать из плена ИГИЛ. Решение снимать эти фильмы Трофимова объяснила тем, что в других СМИ «почти не фигурировали истории о сопротивлении местного населения [ИГИЛ]».
Сейчас на сайте Анастасии Трофимовой есть информация о трех фильмах, посвященных КурдистануТерритории Ирака, Ирана, Сирии и Турции, на которых проживают курды., но в интервью 2017 года режиссерка упоминала о четвертом — «Битве за нефть». По словам Трофимовой, во время съемок этого фильма команда RТД нашла документы, подтверждающие, что Турция покупает нефть у ИГИЛ.
«Битву за нефть» нельзя посмотреть в открытых источниках, однако в марте 2016 года на сайте Russia Today (RT) вышла новость о фильме, который «доказывает контакты Анкары с террористами». В публикации режиссер:ка, чье имя скрыто из соображений безопасности, рассказывает о том, что во время съемок в сирийском городе Аш-Шаддади он:а наш:ла накладные по добыче нефти, которые оставили бойцы ИГИЛ.
Он:а также ссылается на местных житель:ниц, которые были «лучшими свидетелями того, куда продавалась нефть». Вероятно, что геро:иня статьи — это Трофимова, так как детали описываемого RT фильма совпадают с рассказанными документалисткой в интервью 2017 года. В 2016-м в ответ на публикацию материала RT о фильме тогдашний постпред России при ЕС Владимир Чижов потребовал «Запад» отреагировать на расследование.
Востоковед Руслан Сулейманов в комментарии DOXA отмечает, что, хотя у Турции была мотивация сотрудничать с ИГИЛ и другими группировками на севере Сирии, очевидных доказательств этой связи нет. «Публикация этого фильма в марте 2016 года, то есть в разгар кризиса24 ноября 2015 года в Турции сбили российский бомбардировщик Су-24 «за нарушение государственной границы». После этого в Минобороны РФ заявили, что прекращают все военные контакты с Турцией. Владимир Путин назвал сбитие Су-24 «ударом, который нанесли нам в спину пособники терроризма». в российско-турецких отношениях, когда Москва обвиняла Анкару в пособничестве терроризму, — это чистая конъюнктура для российских властей», — заключает эксперт.
При этом сама Трофимова подчеркивала, что руководство RТД никак не ограничивало ее и не цензурировало готовые фильмы: «Пообщавшись с коллегами с западных телеканалов, я была удивлена, что им не разрешается делать документальное кино без закадрового голоса и корреспондента — именно то, что делаем мы. За эту возможность и доверие я очень благодарна нашему руководству».
«Обычные люди в необычной ситуации»: как Трофимова начала снимать российских военных
Сфера интересов Анастасии Трофимовой не ограничивается Ближним Востоком. По признанию режиссерки, ей в целом «интересно снимать о людях в экстремальных ситуациях». Так, она работала над документальными фильмами в Демократической республике Конго, Косово и Донецке.
В Донецке Трофимова снимала «гуманитарную миссию доктора ЛизыПрозвище, под которым известна Елизавета Глинка — российская общественная деятельница, врач-специалистка в области паллиативной медицины, основательница фонда «Справедливая помощь».» в ДНР и ЛНР. По данным центра «Миротворец», режиссерка была аккредитована в ДНР как корреспондентка Russia Today с 9 декабря 2014-го по 11 января 2015 года.
В рамках «гуманитарных миссий» Елизавета Глинка (Доктор Лиза) вывезла из ДНР и ЛНР в Россию почти 500 детей. Это первая масштабная программаСейчас массовую перевозку детей из Украины в Россию организует Мария Львова-Белова — уполномоченная при Президенте РФ по правам ребенка. За незаконную депортацию детей Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на ее арест. По данным на начало весны 2024 года, за время войны из Украины в Россию вывезли более 30 тысяч детей. по отправлению украинских детей в Россию.
После начала полномасштабного вторжения весной 2022 года Трофимова снимала в Москве материалы для фильма франко-русской журналистки Ксении Большаковой «Украина: конец русского мираПеревод французского названия фильма. Английское название — «Ukraine: Identity on the Frontline».». Создатель:ницы фильма пытаются разобраться в причинах и последствиях российского вторжения в Украину с помощью интервью украин:ок (например, участника теробороны Юрия и писателя Андрея Куркова), россиян:ок (антивоенного астрофизика Сергея Попова и пропагандиста Евгения Попова) и беларусо:к (политикессы Светланы Тихановской и представительницы оппозиционного объединения «КиберПартизаны» Юлианы Шеметовец).
В фильме говорится об аннексии Крыма Россией и российских военных преступлениях в Буче, однако Трофимова не подверглась преследованию за «распространение фейков» и «дискредитацию армии» и продолжила работать в России. В сентябре 2022 года при участии Трофимовой в The New York Times вышел материал о жизни в Белгороде после войны, а в ноябре 2022 года режиссерка представила свой фильм «Ангелы Милы» в рамках проекта «СТРАНА.DOC» при поддержке Минкульта РФ.
Патриотизм, приюты и «Русский мир»
Расследование: Как Русская православная церковь воспитывает детей с оккупированных территорий Украины
В конце 2022 года, как рассказала Трофимова изданию «Люди Байкала», она встретила в электричке российского военнослужащего по имени Илья — он помог ей отправиться на фронт без аккредитации и разрешения Минобороны. По словам режиссерки, командование позволило ей остаться после разговоров с отсылками к Великой отечественной войне, во время которой «журналисты с военными частями доходили до Берлина».
Как объясняли «Медузе» военные аналитики, гражданские журналист:ки действительно могут присутствовать и снимать в войсках с разрешения командира подразделения, но для этого они должны быть «проверенными», то есть, как Трофимова, иметь опыт работы в государственных СМИ.
С российским батальоном Трофимова провела на фронте семь месяцев: сначала на лиманскомВ районе города Лиман. направлении, а потом под Бахмутом, откуда уехала «после первого штурма». Помимо военных, Трофимова разговаривала с мирными украинскими житель:ницами, которые, по ее словам, «опасаются прихода ВСУ» и «настроены либо пророссийски, либо с осуждением и к тем, и к тем». При этом режиссерка признала, что ее выборка «не идеальна», потому что проукраинские люди либо не разговаривали с ней, либо уже уехали.
Военнослужащих Трофимова решила снимать, потому что ей «не хватало информации» о том, «кто эти ребята» и «за что они воюют». В фильме солдаты рассказывают о своей мотивации: кто-то воюет за деньги, кто-то — чтобы отомстить за погибших товарищей, кто-то — из патриотических чувств. Правда, патриотизм под конец съемок у многих иссякает. Например, герой фильма Илья в итоге самовольно уезжает с фронта, потому что ему несколько месяцев не платят зарплату, а другие герои не раз повторяют, что не понимают, зачем пошли на войну.
В результате съемок Трофимова пришла к выводу, что российские военные — «абсолютно обычные люди в какой-то абсолютно необычной ситуации», а не «герои», как их показывают в российских СМИ, или «насильники и убийцы», как пишут западные медиа.
Режиссерка и ранее размышляла о человечности людей, участвующих в боевых действиях. Так Трофимова описывала свои ощущения после первого интервью с бойцом ИГИЛ: «Я повернулась к своим и говорю, мол, ребята, мне стыдно признаться […], потому что у нас все видят только одни зверства, […], но я [к боевику] испытываю какую-то жалость и понимаю, что это человек». Тогда, по собственному признанию, Трофимова почувствовала себя «прокурором в Нюрнбергском трибунале», который «впервые видит фашистов» и понимает, что они «ведут обыкновенную человеческую жизнь», которая не мешает им «убивать, насиловать, истязать».
Про преступления российских военных документалистка в интервью говорит более неоднозначно. С одной стороны, признает валидность расследований МУСМеждународный уголовный суд в Гааге, в компетенцию которого в том числе входят расследования геноцида и военных преступлений. военных преступлений России в Украине, с другой — критикует западные медиа за то, что в них российские солдаты «ассоциированы с военными преступлениями». «Это [фильм «Русские на войне»] — другая история, это реальность, которую [солдаты] проживали, — объясняет режиссерка. — Если бы они совершали военные преступления, вы бы увидели их на экране, но за семь месяцев, что я была там, я их не увидела».
Антивоенные посты и дружба с военкором Пригожина: что известно о взглядах Трофимовой
Трофимова подчеркивает, что убеждена в незаконности российского вторжения в Украину и «сняла антивоенный фильм», подвергая риску себя и геро:инь. На ее странице в Facebook действительно можно найти высказывания против войны. В день полномасштабного вторжения она опубликовала фото и видео с антивоенных протестов с подписью: «Нет войне!», а 1 марта 2022 года написала, что «такого глобального и абсолютного ущерба нашей стране и народу, [как Владимир Путин], не принес ни один ее руководитель за всю ее долгую, тяжелую историю».
Режиссерка освещала реакцию россиян:ок на войну не только в соцсетях, но и для международных изданий. В марте 2022-го она собрала мнения о войне для Euronews, а в июне 2022 года сделала последний репортаж для российского отделения канадской службы CBC перед его закрытием.
Вместе с этим в профиле Трофимовой можно найти пост на смерть журналиста РИА ФАН Кирилла Романовского в январе 2023 года, который вместе с бойцами «ЧВК Вагнер» работал на передовой в Донбассе, Сирии, Ливии и ЦАР. В публикации Трофимова называет Романовского «одним из лучших полевых экспертов страны», в фронтовых историях которого «не было фальши». Схожим образом отзывался о журналисте Евгений Пригожин.
Имя Кирилла Романовского стало известно после убийства в 2018 году российских документалистов Александра Расторгуева, Кирилла Радченко и Орхана Джемаля в ЦАР, где они снимали фильм о «ЧВК Вагнер». По данным центра «Досье», Романовский предоставил журналистам контакт фиксераКоординатор, помогающий журналист:кам сориентироваться и наладить работу в незнакомой местности. по имени Мартин, по пути на встречу с которым их убили. Центр «Досье» считает, что за документалистами следили люди, связанные с Пригожиным, а фиксера Мартина, скорее всего, не существовало.
В том же 2018 году в Общественной палате РФ обсуждали вопросы безопасности журналисто:к, работающих в горячих точках. В ходе круглого стола корреспондент РИА ФАН Кирилл Романовский и продюсер RT Анастасия Трофимова договорились провести совместную открытую лекцию по теме.
Сейчас сама Трофимова переживает за свою безопасность и ждет реакции властей на свой последний фильм: «Звучит наивно, но мне бы очень хотелось работать в России».