Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
В новом материале для DOXA израильский правозащитник рассказывает истории палестинских арабо:к, которых изгоняют со своей земли прямо сейчас. Читайте этот текст, чтобы узнать, как ультраправые поселен:ки и армия добиваются выселения палестин:ок из родных деревень.
Первую неделю войны между Израилем и ХАМАС я провел в бедуинской деревне айн-Рашаш на оккупированном Западном берегу. Через несколько недель этой деревни не стало. Израильские поселен:ки при поддержке армии выдавили житель:ниц Рашаша. Это часть проекта этнической чистки Западного берега, которая длится уже несколько десятилетий. С началом войны она набрала небывалые обороты.
Сельские житель:ницы Западного берега — уязвимая группа. Они подвергаются атакам со стороны израильских поселен:ок ежедневно. Я и другие правозащитни:цы помогаем мирным палестинским деревням защищаться от атак поселен:ок и налаживаем связи между израильскими и палестинскими сообществами.
Я нахожусь на территории Западного берега на регулярной основе, работая с разными правозащитными организациями: Активист:ками Иорданской Долины, Торат Цедек, Раввинами за права человека. Многие из нас находятся в палестинских деревнях почти непрерывно. Мы документируем нарушения прав человека и стараемся предотвратить насилие. Часто само присутствие израильтян:ок с камерами снижает уровень агрессии со стороны солдат:ок и поселен:ок.
По крайней мере, так было до начала войны. Теперь, как отмечают мои коллеги, все изменилось:
«Мы наблюдаем беспрецедентный уровень насилия со стороны поселенцев на Западном берегу. Они устраивают погромы в палестинских деревнях, куда их часто сопровождает армия. Израильское государство является соучастником преступлений поселенцев, помогая им насильственно захватывать палестинские земли», — говорит Даниил Бродский, директор отдела Палестинских территорий в организации «Раввины за права человека»
Мирные житель:ницы Западного берега и Газы неповинны в резне, которую устроил ХАМАС 7 октября. Израильские гражданские также не должны нести ответственность за военные преступления руководства страны. Тем не менее, расплачиваются за грехи своих правительств именно мирные житель:ницы.
Как возникли израильские поселения
В 1967 году в ходе Шестидневной войныВойна между Израилем и коалицией Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира. Израилю удалось уничтожить военно-воздушные силы противника в первые несколько часов войны и одержать победу, увеличив свою территорию втрое за шесть дней. Израиль оккупировал несколько территорий: Голанские высоты, Синайский полуостров, сектор Газа и Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим. В течение последующих лет Синай был возвращен Египту, Голаны и Восточный Иерусалим были аннексированы Израилем. Западный берег продолжает находиться под израильской военной оккупацией.
Сразу же после войны движение религиозного сионизма во главе с раввином Йехудой Цви Куком запустило проект переселения израильтян:ок на оккупированные палестинские территории. Иногда они действовали при поддержке государства, иногда без. Поселения строились и строятся в стратегических локациях на дорогах между палестинскими городами и деревнями, перерезая сообщение между ними. Согласно международному праву, все эти поселения незаконны.
Первая часть Соглашений «Осло» 1993 года заложила фундамент создания Палестинской Автономии (ПА)Национальная администрация Палестины, созданная в процессе соглашений «Осло» под предводительством Ясира Арафата.. Документ также предписывал решить проблему поселений на будущих переговорах. Они так и не состоялись.
В 90-е годы начали появляться так называемые «форпосты» — маленькие поселения, нелегальные даже по израильским законам. Их часто застраивают быстровозводимыми домами — «караванами». Население форпостов варьируется от нескольких человек до нескольких сотен. В основном они занимаются выпасом скота на той же земле, которую используют палестин:ки.
Одна из формальных задач израильской армии (ЦАХАЛ) на оккупированной территории — демонтаж форпостов. В реальности же военные их охраняют, а иногда и помогают строить.
«Мы не смогли предотвратить эту катастрофу, но обязаны предотвратить новую»
Журналистка из Иерусалима о том, почему можно поддерживать палестин:ок и осуждать ХАМАС
Сегодня большая часть поселен:ок не заинтересованы в захвате земли — они выбирают жить на оккупированных территориях по экономическим причинам. Обитатель:ницы форпостов, напротив, ставят своей целью вытеснение арабо:к. В погромах, однако, часто принимают участие и житель:ницы обычных поселений. Сегодня форпосты составляют 144 из 290 израильских поселений на Западном берегу.
В 1995 вторая часть соглашений «Осло» разделила Западный берег на три зоны.
- Зона А, в которую вошли большие палестинские города, перешла под контроль Палестинской Автономии.
- Зона В перешла под гражданский контроль ПА, но осталась под военным контролем Израиля.
- Зона С осталась под прямой израильской военной оккупацией. По соглашениям все три зоны должны были вскоре перейти под контроль ПА. Однако убийство премьер-министра Израиля Ицхака Рабина израильским праворадикалом пустило переговоры под откос. «Временная мера» остается в силе уже почти три десятилетия.
Несмотря на соглашения, ЦАХАЛ регулярно появляется во всех трех зонах. Палестин:ки на этих территориях живут по военным законам Израиля, их судят в военных судах. В то же время к поселен:кам государство относится как к гражданскому населению Израиля. Они обладают теми же правами, что и на международно признанной израильской территории. Де-факто на Западном берегу действует два разных свода законов, которые применяются к житель:ницам оккупированных территорий в зависимости от их этнической принадлежности. Правозащитни:цы называют эту асимметрию прав арабо:к и евре:ек «режимом апартеида».
Раввин Арик Ашерман, глава правозащитной организации «Торат Цедек», рассказывает: «В феврале 2021 Зеев «Замбиш» Хевер, идеолог поселенческого движения, осужденный в 80-х за терроризм, […] сказал, что сегодня самый эффективный метод захвата палестинской земли — это форпосты».
Они строятся на холмах, как правило, между палестинскими деревнями. Расположение на доминирующих высотах защищает поселен:ок и дает им больше возможностей терроризировать местное население. Израильское правительство регулярно легализует форпосты, но также поддерживает нелегальные. Погромы наносят большой урон деревням:
- В феврале 2023 поселен:ки атаковали палестинскую деревню Хавара, убили одного жителя, ранили более сотни, сожгли 30 домов и 100 машин.
- Три месяца спустя министр национальной безопасности Израиля Бен Гвир посетил форпост Эвьятар и выразил поддержку его лидер:кам. После этого сотни поселен:ок атаковали палестинский город аль-Турмусайя, подожгли десятки домов и автомобилей и убили одного жителя.
Помимо больших погромов, поселен:ки проводят политику ежедневного «мелкого» террора. Согласно стратегии Замбиша, они атакуют стада и людей, разбивают солнечные батареи.
Мое право и права моих жены и детей передвигаться по Иудее и Самарии [одно из географических названий оккупированного Западного берега] важнее, чем свобода передвижения арабов, — Бен Гвир
Поселения на Западном берегу — сердце ультраправого движения в Израиле. Бен ГвирИтамар Бен Гвир — ведущее лицо поселенческого движения, осужденный за поддержку терроризма и разжигание межнациональной розни, сторонник депортации «нелояльных» палестин:ок. Сегодня занимает пост Министра национальной безопасности Израиля. и другие правые политик:ессы — выходцы именно оттуда. Они представляют интересы поселен:ок, их миссия — колонизация и этническая чистка Западного берега.
К 2022 году население поселен:ок на Западном берегу составило 700 000 человек.
Что происходит в палестинских деревнях
На юге Иорданской долины форпост «Ангелы Мира» атакует окрестные палестинские деревни. Вооруженные поселен:ки регулярно нападают на стада, разбивают сантехнику и солнечные батареи, врываются в школы. Израильская полиция, отвечающая за безопасность в этом районе, часто отказывается приезжать на вызовы. Как я и мои коллеги не раз наблюдали, если полиция все же прибывает, то редко встает на сторону палестин:ок.
В начале августа 2023 года житель:ницам деревни аль-Кабун пришлось покинуть свои дома. Новый израильский форпост отрезал пастухов деревни от их пастбищ. Вместе с постоянными атаками это сделало их жизнь на своей земле экономически невозможной.
Две соседние деревни — айн-Рашаш и Уади а-Сик — собирались последовать примеру Кабуна. К ним обратился мой коллега правозащитник Арик Ашерман и спросил, что мы можем сделать, чтобы житель:ницы этих деревень смогли остаться. Лидеры деревень сказали, что им понадобится присутствие израильских активисто:к 24/7. Арик согласился.
Деревни Рашаш и Уади а-Сик
С начала августа мы предоставляли защитное присутствие в Рашаше и Уади а-Сике. Поселен:ки продолжали приходить и атаковать стада, но уровень физического насилия сильно снизился.
После начала войны поселен:ки и армия почувствовали полную безнаказанность.12 октября, через пять дней после атаки ХАМАС на юге, люди в израильской военной форме пришли в Уади а-Сик. Они связали наших активисто:к и держали их в заложни:цах восемь часов. В это время солдаты пытали трех палестинцев и издевались над ними. Их раздели, на них мочились, их избивали и жгли сигаретами в течение пяти часов, после чего отпустили. Солдаты отняли у палестин:ок и активисто:к телефоны.
В тот же день житель:ницы Уади а-Сика решили покинуть свои дома. После предания инцидента огласке армия начала расследование, но надежды на правосудие, разумеется, мало.
В соседнем Рашаше армия перекрыла доступ к дороге и сделала доставку воды в деревню невозможной. Это вынудило житель:ниц деревни тоже покинуть свою землю.
Атаки на палестин:ок, избиения и даже убийства учащаются по всему региону. Присутствие активисто:к больше не сдерживает нападающих. Жизнь палестин:ок в родных деревнях становится невозможной.
Мы оставались с сообществами деревень, пока они собирали вещи, перегоняли стада и разбирали свои дома. Каждый день поселен:ки приходили на соседний холм наблюдать за тем, как их новое завоевание очищается от прежних житель:ниц.
Мы спросили одного из бедуинов Рашаша, как он себя чувствует. «Мое сердце умерло», — ответил он.
Алия, дочь пастуха, поэтесса из деревни Му’аражат
Я начал писать эту статью еще в деревне Му’аражат в середине октября. Недавно деревня была вынуждена отказаться от присутствия активисто:к: поселен:ки начали угрожать эскалацией, в случае если мы продолжим приезжать. Я остался в контакте с Алией, которая помогала с организацией нашего присутствия. Так она описывает ситуацию:
«[В деревне живет] около 300 человек, мы бедуины, все из семьи Аль-Малихат. Наши дома сделаны из жести и железных пластин, и они находятся под угрозой сноса. […]
Около трех лет назад неподалеку поселенец Зоар Сабах основал пастуший форпост. […] Он жил в палатке рядом с деревней, нападая на палестинских пастухов, избивал их, стрелял в них. Он приходит в наши дома днем и ночью, с солдатами оккупационной армии. [Они] атакуют и арестовывают людей, крадут овец. Нам не дают пасти овец на пастбищах, а с началом войны нам самим не дают выходить из деревни.
Поселенцы превратились в монстров в военной форме, которые нападают на людей и угрожают нам сожжением и сносом наших домов. […] Они оставили в нашей школе игрушки, облитые кровью, чтобы напугать учеников. Они подняли израильский флаг над школой и некоторыми домами, угрожая жителям оружием.
Сейчас жители очень боятся покидать свои дома, потому что нам больше некуда идти. У нас даже нет палатки, с которой можно было бы уехать. Наши жизни в опасности со стороны поселенцев».
Отрывок из поэмы Алии (дословный перевод с арабского):
«…Я стала подобна птице без крыльев.
Как долго, любовь моя,
Мы останемся в этом мучении?
Мы умираем каждый день на глазах у всего мира,
Наши глаза наполнились слезами,
Как дождь над засохшей землей тиранов…»
Деревня Хамра
В январе 2021 года на севере Иорданской долины, около палестинской деревни Хамра, поселенец Моше Шарвит основал незаконный форпост. Из него он нападает на местное бедуинское население и их овечьи стада. Шарвит известен палестин:кам и активист:кам преданностью своему делу: он совершает атаки почти каждый день, включая Шаббат.
«Из всех поселенцев, которых я встречал, Моше самый систематичный, — рассказывает Йосси Гутерман, правозащитник из Активисто:к Иорданской Долины. — Он очень осторожный, умный и расчетливый. […] Два года назад он начал набирать команду из молодых последователей, которые помогают ему во время атак. С началом войны, он начал вести себя гораздо более агрессивно. За последний месяц он уже вынудил три бедуинские семьи покинуть свои дома».
Йосси рассказывает, что армия и полиция поддерживали Моше и до начала войны — теперь они делают это открыто. Несколько раз Моше нападал на израильских активисто:к. Обращения в полицию ни к чему не привели:
Это как обращаться к главе мафии, чтобы пожаловаться на мафию
Другой активист, Роман Левин, рассказывает: «[Пришел Моше], вооруженный М16Американская штурмовая винтовка., и подросток, которого он взял себе в сообщники. Он начал ходить по всему участку, портить собственность, угрожать активистам и толкать их, меня ударили ногой. […] В определенный момент пришли солдаты. […] А Моше, утверждая, что эта семья “укрывает террориста”, начал прорываться в дом — без обыска, не будучи частью каких-либо силовых структур, на глазах у солдат. Потом, не обнаружив никого в доме, Шарвит при помощи своего сообщника вырвал у меня телефон, бросил его на камни. Потом вырвал телефон у пожилой активистки и бросил его в ведро с водой. И все это на глазах у солдат и при их абсолютном бездействии. Я спросил у солдата: “Почему вы нас не защищаете?”.
Солдат ответил: “Мы здесь, чтобы защищать его, а не вас ”».
Регион Масафер Ятта и его житель Ауда
Происходящее в Масафер Ятта на юге Западного берега — один из самых заметных примеров израильской этнической чистки Палестины. В 1980-х годах Израиль обозначил этот регион «военным полигоном».
Согласно израильским законам, существующие палестинские поселения имеют право там оставаться. Однако в 1999 был отдан приказ о выселении местных житель:ниц, которые внезапно оказались «нелегал:ками» на своей земле. С тех пор армия постепенно проводит зачистку региона: разрушает постройки палестин:ок и выдавливает их из региона. Израильские поселен:ки регулярно нападают на деревни и устраивают погромы.
С началом войны атаки участились. В деревне аль-Туани во время погрома, осуществленного 13 октября под прикрытием армии, поселенец выстрелил в упор в безоружного палестинского активиста. Тот оказался в больнице, ему пришлось удалять селезенку. По последним данным, раненый палестинец вышел из критического состояния, но остается в реанимации.
«Мы переживаем, возможно, худшие времена с тех пор, как я родился, — говорит Ауда, житель палестинской деревни в Масафер Ятта. — Страх и ужас наполняют наши дома, постоянная тревога, бессонница, усталость. Царит мрачная атмосфера и состояние глубокой печали. Нет вкуса ни к еде, ни к питью, ни к жизни в целом. Постоянное напряжение. Наши сердца трепещут от любого сообщения или телефонного звонка. Ты спишь каждую ночь, не зная, увидишь ли ты восход солнца на следующее утро. Мы в страшном положении».
Дом Бурхана
Бурхан, как и многие бедуины, живет со своей семьей в доме из жестяных пластин и занимается сельским хозяйством. Он свободно говорит на иврите, поэтому к нему часто приезжают активист:ки и журналист:ки из Израиля.
Помимо нападок со стороны поселен:ок и армии, Бурхану приходится справляться с нехваткой воды для своего стада. Поселен:кам вода поставляется по трубам по израильским ценам, но Бурхану приходится ездить к колонке и платить до двадцати раз больше. При этом на пути к колонке стоит военный контрольно-пропускной пункт, и солдаты часто полностью его перекрывают, оставляя десятки семей без доступа к воде.
В начале ноября я навестил Бурхана вместе с итальянскими журналист:ками. Каждый раз, рассказывая про свое положение, Бурхан недоумевает: почему израильтян:ки и палестин:ки не могут жить мирно на этой земле?
— Здесь достаточно земли для всех, достаточно еды для всех, достаточно воды для всех. Будем жить все вместе — и все! В конце концов, мы братья.
— Мы братья, но ссоры в семье — всегда самое тяжелое», — отвечает ему журналист.
— Это правда… Как долго живет человек? 70 лет? 90 лет? 100 лет? Ты слышал, чтобы кто-то жил 200 лет?
— Нет.
— Нет. Мы должны жить мирно. Это все пустая трата времени, в итоге все время балаган, балаган, балаган«Балаган» — популярный израильский сленг, который перекочевал в иврит из русского, значит «беспорядок», «хаос».…
— Да, тратим жизнь на глупости.
— Так и живем, что поделаешь, — с грустью говорит Бурхан.
Мы, израильские правозащитни:цы на Западном берегу, своими глазами наблюдаем этническую чистку.
Во время написания этой статьи мне приходилось неоднократно прерываться из-за атак поселен:ок. В ходе этих нападений правозащитника Арика Ашермана дважды атаковали солдат:ки. Сначала его арестовали и удерживали трое суток в отделении, после чего запретили посещать Западный берег две недели. Когда Арик смог вернуться в Палестину, на него вновь напали солдат:ки, ударив прикладом винтовки.
Мирных палестин:ок избивают и убивают, их дома разрушают. Арабо:к стремительно выдавливают со своей земли. Весь прогресс в отношении прав человека, на который мы работали, был потерян за считанные дни.
То, что происходит сейчас, — самая успешная программа зачистки палестинского населения на Западном берегу с начала оккупации в 1967 году. Израильские власти используют нападение ХАМАС и войну в своих целях. Мы в ужасе от гуманитарной катастрофы, которая обрушилась на эту землю. Мы боимся за свою жизнь и жизни людей, с которыми мы работаем. Мы и так занимались тушением пожаров. Теперь этот пожар вышел из-под контроля.