Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Война на Ближнем Востоке, начавшаяся 7 октября, неизбежно стала также информационной войной. В ней обе стороны используют фейки и дезинформацию. Хотя международные СМИ неплохо справляются с работой по их разоблачению, интернет полон манипуляций и пропаганды о событиях 7 октября и последующей войне в Газе.
С начала войны медийное пространство было переполнено жуткими описаниями преступлений, совершенных ХАМАС на юге Израиля. Масштаб насилия 7 октября был шокирующим: 1200 убитых, большинство — безоружные гражданские; захвачены в плен 240 человек. ХАМАСовцы нанесли пострадавшим увечья, пытали, совершали сексуализированное насилие, сжигали дома с семьями внутри.
Но некоторые из самых нашумевших преступлений того дня оказались фальсификациями. Это послужило поводом для конспирологических теорий о том, что атака 7 октября была организована Израилем. Журналист:ки из HaaretzHaaretz — израильская газета, основанная в 1918 году, что делает ее старейшей издаваемой газетой в Израиле. Она выходит на иврите и английском языке. По состоянию на 2022 год занимает третье место по тиражу в Израиле. Газета «Haaretz» придерживается широко либеральных взглядов как на внутренние, так и на международные дела. провели тщательное расследование и представили убедительные опровержения нескольких мифов.
Осторожно, ниже — описание жестокого насилия.
Теракт 7 октября
40 обезглавленных младенцев
Источник этого фейка — один из командующих ЦАХАЛ, сообщивший репортерке i24 news, что среди убитых были обезглавленные младенцы. Репортерка передала в твиттере оценку военных: «40 детей были убиты». Утверждение о «40 убитых младенцах» широко распространилось в СМИ. Кроме того, канал i24 news сослался на сообщения работни:ц ЗАКА.
Заявления о «десятках обезглавленных младенцев», «сожженных младенцах» или «повешенных младенцах» звучали из официальных каналов Израиля. Премьер-министр Беньямин Нетаньяху утверждал, что террористы схватили десятки детей, связали и подожгли их.
Журналист:ки Haaretz изучили перекрестные данные нескольких источников: Института национального страхования Израиля, руководитель:ниц кибуцев и полиции. Выяснилось, что 7 октября был убит один младенец — 10-месячная Мила Коэн. Также террористы выстрелили в живот беременной бедуинке, ехавшей утром 7 октября в больницу на юге Израиля. Врачи:ни приняли роды, но не смогли спасти ребенка. По данным Института национального страхования, в тот день были убиты еще пять детей в возрасте от двух до шести лет. Нет никаких доказательств того, что дети из разных семей были убиты вместе, хотя встречались связанные тела взрослых.
Два офицера ЦАХАЛ также распространили информацию о «повешенных младенцах» и «восьми сожженных младенцах». Отдел пресс-секретаря ЦАХАЛ дал комментарий Haaretz. По его словам, в первом случае офицеру будет разъяснено, что он не должен описывать события, детали которых «неясны и неофициальны». Про второй случай ЦАХАЛ пояснил, что офицер описал найденные детские тела английским словом babies («младенцы»), и ошибка была допущена не злоумышленно.
Тем не менее, террористы ХАМАС действительно оскверняли трупы во время резни, особенно тела солдат:ок. Были также случаи обезглавливания и расчленения тел взрослых.
Тело беременной женщины с разрезанным животом
Эту историю распространил работник ЗАКА. Он утверждал, что видел беременную женщину, лежащую возле дома № 426 в кибуце Беэри. По его словам, ей разрезали живот, а ее плод лежал рядом, заколотый, все еще соединенный с матерью пуповиной. Но в том доме проживали только две пожилые семьи, которые ничего не знали о беременной женщине. В кибуце заявляют, что история «не имеет отношения к Беэри». Это подтвердили полиция и патологоанатом, проводивший осмотр тел.
Тот же сотрудник ЗАКА утверждал, что видел 20 сожженных заживо детей из кибуца Беэри, лежащих рядом со связанными руками. Но это описание не соответствует списку погибших. В Беэри были убиты девять несовершеннолетних; по крайней мере некоторые из них были погибли у себя дома, со своими родителями. Невозможно, что все 20 тел находились в одном месте.
«Не говорите со мной о солдатах. Уже годы мы просим о решении на уровне двух государств»
Мы перевели видеоинтервью израильтянки, которую эвакуировали из разбомбленного кибуца
Ребенок, найденный в духовке
Историю о ребенке, которого сожгли заживо в духовке, рассказал президент и основатель волонтерской организации «Ихуд Хацала»Ихуд Хацала — израильская волонтерская организация, объединяющая около 6500 медиков и парамедиков со всего Израиля для оказания неотложной помощи. Эли Беер. Как уже было сказано, от рук террористов 7 октября погибли два младенца. Источник Haaretz в «Ихуд Хацала» сообщил, что волонтер ошибся.
Участие журналистов в атаке 7 октября
8 ноября израильский веб-сайт HonestReportingHonest Reporting —неправительственная организация, которая «отслеживает предвзятость СМИ в отношении Израиля». Критиковалась за то, что преследует журналисто:к, критикующих Израиль. Также Honest Reporting распространяла пропагандистский материал о том, что изображения палестинских жертв манипулируют международным мнением. опубликовал статью о шести фотожурналистах из Газы, сотрудничавших с CNN, NYT, Associated Press и Reuters. Во время атаки 7 октября они снимали палестин:ок, идущих через разрушенные заборы, и боевые действия на границе с Израилем. HonestReporting намекал на то, что эти журналисты координировали свои действия с ХАМАС и знали о готовящемся нападении. Сайт также распространил фотографию журналиста Хасана Эслайи, обнимающего лидера ХАМАС Яхья Синвара. Других доказательств сайт не предоставил.
Проведенная Libération реконструкция действий Эслайи и других журналистов не подтверждает версию HonestReporting.
Первые посты Эслайи 7 октября посвящены ракетным обстрелам. Первое видео, опубликованное в 6:41 утра, сопровождает описание: «Срочно | Из сектора Газа были запущены ракеты, а в нескольких районах на юге звучали сирены». Затем Эслайя репостил многочисленные видео и фотографии со свидетельствами нападения, которые публиковал ХАМАС и сами израильтян:ки.
Эслайя показал изданию Libération снимки, сделанные на крыше своего дома в Хан-Юнисе в Газе около 7:25 утра. На снимках есть сам Эслайя, то есть через час после начала атаки ХАМАС он еще находился в Газе. Только спустя еще один час, в 8:27, Эслайя начал прямую трансляцию на Facebook со своего телефона. Он показал, как пешком пересекал израильскую границу и увидел горящий танк. Между началом нападения и первыми кадрами Эслайи с границы прошло два часа.
То же оказалось верным в отношении других фотографов. Вскоре после ракетной атаки лидеры ХАМАС объявили о начале операции «Потоп Аль-Аксы», а боевики начали выкладывать видео в социальные сети. Журналист:ки поняли, что началась беспрецедентная атака, и кинулись к границе с Израилем. Снимки, опубликованные агентством Reuters, были сделаны через 45 минут после того, как Израиль заявил, что боевики пересекли границу.
Джули Пейс, старшая вице-президентка и исполнительная редакторка Associated Press, отметила, что «это было быстрое развитие событий на очень маленькой территории». Скорость, с которой фотографы смогли добраться до границы Газы, объясняется небольшими размерами сектора: 365 квадратных километров — немного больше площади Красноярска или Ростова-на-Дону.
Фотография Эслайи с лидером ХАМАС вызывает вопросы. Она была сделана в 2018-м году, и Эслайя сам опубликовал ее с подписью: «Недавнее фото нашего любимого Абу ИбрагимаПод этим именем также известен лидер ХАМАС. Полное его имя — Яхья Ибрагим Хассан Синвар.» — в январе 2020 года. Как он объяснил Libération, фотография была опубликована для саморекламы, «чтобы доказать подлинность» своих репортажей и продемонстрировать «доступ к лидерам различных палестинских фракций». Тем не менее, AP и CNN прекратили сотрудничество с Эслайей.
Несмотря на недостаток доказательств, израильское правительство ухватилось за материал HonestReporting, и канцелярия премьер-министра обвинила журналистов в соучастии в «преступлениях против человечности», потребовав «немедленно принять меры». Дэнни Данон, представитель Израиля в ООН, заявил, что у Израиля есть список людей, которые будут «уничтожены» за участие в рейде и что «к этому списку будут добавлены “фотожурналисты”».
Между тем Джилл Хоффман, исполнительный директор HonestReporting, признался, что у него нет доказательств того, что шестеро фотографов согласовывали свои действия с ХАМАС. Хоффман также напомнил, что их веб-сайт не является новостной организацией. Несмотря на это, материал по-прежнему занимал видное место на сайте HonestReporting и продвигался в социальных сетях.
Доступ журналисто:к в Газу на сегодняшний момент контролируется Израилем. За исключением коротких туров с ограниченным числом репортеро:к, Израиль не дает журналист:кам доступ в регион. При этом ЦАХАЛ запретил им контакты с палестин:ками на местах и требует согласовывать отчеты перед публикацией или трансляцией. Только репортер:ки из Газы имеют постоянный доступ к непосредственному освещению войны. NYT заявила:
Необоснованные обвинения и угрозы в адрес фрилансеро:к ставят их под угрозу и подрывают работу, которая служит общественным интересам
На это же указали Reuters. С начала массированной бомбардировки сектора Газа Комитет по защите журналистов задокументировал смерть по меньшей мере 70 палестинских журналисто:к (данные на 31 декабря 2023 года).
Министерство здравоохранения Газы
С первых дней войны Министерство здравоохранения Газы информирует о числе погибших палестин:ок. В русскоязычных СМИ министерство часто называют «министерством здравоохранения ХАМАС» или «подконтрольным ХАМАС министерством», намекая на то, что его цифрам нельзя верить.
ХАМАС действительно регулирует все официальные сообщения из сектора Газа, но министерство здравоохранения Газы подчиняется Палестинской Администрации (ПА) на Западном Берегу. Данные о погибших обрабатывают в Рамалле — фактической столице Палестины. Из Рамаллы в Газу приходят зарплаты медицинским работни:цам и оборудование для больниц. Сотрудни:цы Министерства здравоохранения Газы утверждают, что ХАМАС не диктует им цифры потерь. Ахмед аль-Кахлот, директор больницы Камаль Адван на севере Газы, утверждает: «ХАМАС — всего лишь одна из фракций. Некоторые из нас поддерживают ФАТХ, некоторые независимы. Прежде всего мы — медицинские работни:цы».
Война идет не только в Газе: как Израиль контролирует Западный берег
Главное, что нужно знать об этнических чистках и терроре еврейских поселен:ок
Западные медиа склонны доверять данным министерства здравоохранения Газы, и на это есть несколько причин.
Во время прошлых военных конфликтов Израиля и Газы цифры министерства всегда с высокой точностью совпадали с данными международных организаций. Среди них ООН, World Health Organization, Human Rights Watch и Amnesty International.
Омар Шакир, директор Human Rights Watch по Израилю и Палестине, заявил, что за тридцать лет работы не видел никаких доказательств того, что цифрами манипулируют. О текущей войне Шакир сказал: «Мы изучили спутниковые снимки. Мы видели количество зданий, и цифры [потерь] соответствуют нашим ожиданиям и тому, что мы видим на месте».
Государственный департамент США регулярно и без оговорок цитирует в своих ежегодных отчетах по правам человека статистику Минздрава Газы. Ей же пользуется израильский Информационный центр разведки и терроризма.
Взрыв в больнице Аль-Ахли
Министерство здравоохранения Газы подверглось серьезной критике со стороны Израиля после взрыва в больнице Аль-Ахли. Тогда ХАМАС возложил вину за гибель гражданских на израильский авиаудар, а Израиль заявил, что взрыв вызвала неисправная ракета, запущенная палестинскими боевиками. Имеющиеся на сегодня данные косвенно указывают на палестинскую ракету, но прямых доказательств этой версии нет. Распространенное Израилем видео полета ракеты не подтвердилось.
Менее чем через час после того, как изображения взрыва появились в социальных сетях, Минздрав Газы сообщил, что в больнице Аль-Ахли погибли от 200 до 300 человек. Через полчаса число жертв достигло 500. Израиль заявил, что никаким данным министерства доверять нельзя. На следующий день министерство сократило количество жертв до 471. По оценкам американских спецслужб, от взрыва погибли от 100 до 300 человек.
Президент США Джо Байден признал, что у него нет уверенности в цифрах министерства. На следующий день оно выпустило 200-страничный отчет с информацией о каждо:й из погибших в Газе (на тот момент их было около 7000), включая возраст, пол и номер удостоверения личности жертвы. Эти данные значительно повышают доверие к Минздраву Газы, потому что они могут быть верифицированы израильской стороной. Израиль контролирует реестр палестинского населения и располагает информацией о каждо:й палестин:ке.
Уже в ноябре оценка администрации Байдена изменилась. Барбара Лиф, помощница госсекретаря США по делам Ближнего Востока, заявила, что общее число погибших в секторе Газа может быть даже выше, чем цифры министерства. Неизбирательный характер бомбардировок Газы, за который Джо Байден уже критиковал Израиль, также указывают на большое число жертв среди мирного населения.
Данные Минздрава Газы считаются достоверными именно потому, что имена погибших тщательно документированы, а о смертях, как правило, хорошо известно в сплоченных палестинских сообществах.
Периодические несоответствия в данных случаются, но они неизбежны во время конфликта. В случае взрыва больницы Аль-Ахли точный подсчет жертв осложнялся еще и тем, что врач:иням приходилось иметь дело с расчлененными взрывом телами. Майкл Райан, исполнительный директор программы ВОЗ по чрезвычайным ситуациям, заявил, что цифры Минздрава Газы могут быть не совсем точными в реальном времени, но они в целом отражают уровень смертности.
Израиль официально не признает статистику Минздрава Газы, но его собственные подсчеты убитых косвенно ее подтверждают. В начале декабря Израиль заявил о 5000 убитых боевиков, также представитель:ницы ЦАХАЛ утверждали, что гражданские гибнут вдвое чаще. Израильские СМИ цитировали источники в ЦАХАЛ, которые считают достаточно точным число погибших в Газе, «заявленное ХАМАС» (15 000 на начало декабря). Они тоже полагали, что мирных житель:ниц было убито больше, чем боевиков. Другой источник в ЦАХАЛ говорил о 20 000 погибших в Газе еще в ноябре.
Несмотря на такие оценки израильских военных, Минздрав Газы критикуют за то, что он не разделяет жертвы на комбатантов и гражданских. Между тем, по данным международных правозащитных организаций, женщины, дети и новорожденные в Газе составляют около 67% от всех жертв. Мирные житель:ницы страдают от бомбардировок, повреждения медицинских учреждений, систем водо- и электроснабжения, массового перемещения населения и нарушения поставок еды и лекарств.
Данные Минздрава, вероятно, занижены: они не учитывают тех, кто пропали без вести, погибли на месте взрывов и до сих пор находятся под обломками. В списки министерства попадают только те, кто умерли в больницах и машинах скорой помощи. Под обломками чаще гибнут мужчины: их больше среди журналисто:к и спасатель:ниц. Мужчины чаще уходят искать воду и еду для семьи, поэтому их тела труднее найти.
В первые шесть недель войны больничные морги по всей Газе отправляли данные в главный сборный центр министерства здравоохранения в больнице Аль-Шифа. Чиновни:цы отслеживали имена, возраст и номера удостоверений личности погибших и передавали их в министерство здравоохранения Палестины в Рамалле.
На сегодняшний день министерство испытывает большие трудности со своевременным сбором информации из-за бомбардировок, наземных боев, отключения связи, нехватки топлива и разрушающейся инфраструктуры. Персонал больниц и министерства оказывается жертвами войны. В ноябре Омар Хусейн Али, директор оперативного центра по чрезвычайным ситуациям в Рамалле, рассказал о судьбе четырех чиновников, управлявших дата-центром Шифа. Один погиб в результате авиаудара по больнице, а трое других пропали без вести, когда израильские силы захватили помещение как предполагаемое убежище ХАМАС. Учет жертв с каждым днем становится все сложнее.