Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Почему квир-женщинам сложнее рассказать о партнерском насилии и получить поддержку?
«Во время ссор мне могла “прилететь” пощечина. А могли и вещи — особенно, если партнерша выпила. В какой-то момент партнерка меня аутнулаПублично разгласила информацию о сексуальной ориентации без согласия. , и на меня посыпались угрозы от ее матери. Было страшно выходить из дома. Своей маме я долго боялась об этом рассказать, так как знала о ее негативном отношении к моей ориентации», — вспоминает респондентка проекта «Справимся вместе».
Среди всех пострадавших от партнерского насилия в России 91% составляют женщины. В то же время насилие со стороны члено:к семьи, включая партнеро:к, в стране декриминализовано. Это значит, что женщины не могут расчитывать на наказание своих абьюзеро:к и защиту от них.
Наиболее уязвимы перед законом и обществом лесбиянки, бисексуальные и трансгендерные женщины. Закон «о пропаганде ЛГБТ+» не позволяет им публично рассказать о пережитом опыте и получить поддержку. А возможное признание ЛГБТ+ «экстремистским движением» попросту закроет перед ними возможность обратиться в полицию или помогающие организации, существование которых окажется под угрозой.
Ситуация усложняется тем, что насилие со стороны женщин в квир-отношениях — невидимая и замалчиваемая тема. Пострадавшие боятся говорить о своем опыте или сталкиваются с непониманием и угрозами, если все же решаются. Этому есть несколько причин:
- отношения между женщинами не воспринимаются как «настоящие», а значит, насилие в них не может быть партнерским;
- насилие со стороны женщин воспринимается как «несерьезное», так как женщины якобы более слабые и менее агрессивные;
- из-за внутренней гомофобии пострадавшие могут воспринимать насилие как «наказание» за «неправильную» ориентацию;
- пострадавшие боятся столкнуться со стигматизацией за принадлежность к квир-сообществу;
- квир-отношения часто воспринимаются как «убежище» от гомофобного общества, поэтому выйти из них в случае абьюза может быть сложнее.
А что, в отношениях между квир-женщинами правда бывает насилие?
Официальной и исчерпывающей статистики по насилию в партнерских отношениях между женщинами в России нет. Но есть отчеты помогающих организаций, которые подсвечивают масштаб проблемы.
Для исследования об осведомленности о партнерском насилии среди ЛГБТ+ людей проект «Справимся вместе» опросил 643 женщины. Из них 53 сталкивались с абьюзом со стороны партнерок. При этом большинство трансженщин никуда не обращались за помощью, а цисженщины, в основном, прибегали только к поддержке друзей и близких. Чаще всего опрошенные не решались обратиться за помощью из-за того, что:
- боялись осуждения;
- не считали свою ситуацию «достаточно серьезной»;
- не знали, куда обратиться;
- думали, что справятся сами.
Как понять, что моя партнерка или партнерка близкого человека может быть абьюзеркой?
Меньше трети из опрошенных «Справимся вместе» лесбиянок, бисексуалок и трансгендерных женщин уверены, что смогут распознать абьюз со стороны партнер:ки. Многие респондент:ки также отметили, что не обращались за помощью, так как не знали, что их ситуацию можно назвать «насилием». Это связано с тем, что насилие принято ассоциировать в первую очередь с побоями и угрозами физической расправы. Но есть другие признаки, по которым уже на ранних этапах отношений можно распознать абьюз и склонность человека к контролю. Своим опытом поделились респондентки «Справимся вместе»:
1. Партнерка угрожает аутингом или пренебрегает вашим нежеланием опубличивать сексуальную ориентацию;
«Была ситуация, когда партнерка в порыве истерики выкрикивала ужасные вещи про меня в квартире, где были мои родители. Тем самым она “раскрыла” меня перед всеми членами моей семьи, кроме мамы, которая и так знала. В итоге произошла грандиозная драка, где каждый был покалечен».
2. Партнерка высмеивает ваши хобби и увлечения или запрещает ими заниматься;
«Сперва [партнерка] начала обесценивать мои увлечения, говорить, что они глупые, странные, и что она принципиально не будет с ними знакомиться. Например, ей не нравилось, что я крашусь. Я пыталась задобрить ее: отказалась от макияжа, делала всю работу по дому, кроме ремонта. Но этого было недостаточно».
3. Партнерка запрещает вам видеться с друзьями и требует, чтобы все свободное время посвящалось ей;
«Самое страшное началось, когда я стала проводить много времени со своей лучшей подругой. Это не понравилось моей партнерше. В конечном счете она начала запрещать мне общаться с подругой, аргументируя это тем, что та на меня “плохо влияет”. После всех попыток вывести меня на эмоции и конфликты партнерша не добилась своего и в итоге изменила мне со своим бывшим. Сама рассказала об этом, но не видела в этом измены».
4. Партнерка регулярно просит вас показать переписки и рассказывать, как, где и с кем вы проводили время;
«Сначала у нас были отличные отношения с полным доверием, но потом они резко ухудшились. Мы стали часто ругаться, она перестала мне доверять, просила показывать ей телефон и не общаться с подругами. Однажды я решила сходить в клуб с подругой, и после этого начался полный кошмар. Моя уже бывшая девушка заперла меня дома и отобрала телефон. Я даже не могла ни с кем связаться».
5. Партнерка обижается, если вы не хотите секса, и не дожидается активного согласия на близость;
«Каждый день, иногда по несколько раз она просила заниматься сексом. Мне было больно, неприятно. Она говорила, что это пройдет и что я должна научиться получать удовольствие. Расстраивалась и обижалась. Обвиняла меня в том, что чувствует себя бесполезной. По сути она просто засовывала в меня пальцы всякий раз, когда ей хотелось. Это были ”ее потребности”».
6. Партнерка «в шутку» оскорбляет вас или нарушает физические границы;
«[Партнерка] стала много грубить, обзывать меня глупой и в шутку заставляла называть себя “пиздой”. <…> Во время расставания я рассказала ей про свою боль. Она ответила, что многое я просто “додумала”, а своими словами и поступками она не имела в виду ничего плохого, а просто “шутила” или “говорила правду”».
7. Партнерка пытается ограничивать ваши базовые потребности (например, в еде и отдыхе) и пренебрегает вашим здоровьем;
«Однажды у меня случился приступ желчекаменной болезни. Я позвонила [партнерке] в пять вечера и попросила купить ношпу по дороге домой. Она пообещала приехать и поставить мне уколы. В итоге через семь часов я обнаружила ее в машине у подъезда: она общалась по видеосвязи с подружками».
8. Партнерка просит отчитываться о всех расходах, не бережет ваши вещи или удерживает их, попрекает подарками;
«Пока я была в отпуске, бывшая сменила замки. В ее квартире остались мои вещи, деньги, одежда. Она сказала, что получу я это все через суд или юриста. Она украла даже чеки на мебель. В квартиру я больше не попала».
9. Партнерка нарочно вызывает у вас ревность и манипулирует ей;
«В какой-то момент она стала зависать в лесбийских чатах, забив на наш общий быт, семью и жизнь. При этом она все время говорила: “Да, я нарцисс, и что ты мне сделаешь?”. Мне это не нравилось, но она продолжала рассказывать мне о том, как ее домогаются женщины».
10. Вы чувствуете себя виноватой за проявление эмоций, хотя не проявляли агрессии и не оскорбляли партнерку.
«Ей не нравилось, когда я плакала. По ее мнению, это было манипуляцией. Постепенно я стала сдерживать свои эмоции».
Что делать, если вы столкнулись с насилием в ЛГБТ+ отношениях?
Вы можете обратиться за поддержкой к дружественным терапевт:кам или специалист:кам проекта «Справимся вместе». Они помогают ЛГБТ+ людям в ситуации домашнего или партнерского насилия.