Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Планы по строительству мечети с двумя 44-метровыми минаретами в микрорайоне Верхняя Курья вызвали протесты местных жителей. Курьинцы возмутились тем, что вместо строительства детских садов, школ и больниц в районе возводится мечеть. Протест местных жителей помогает координировать пермский националист Роман Юшков, создатель музыкальной группы «Гомофобия», неоднократно судимый за экстремистские и антисемитские высказывания. А сам протест быстро приобрел националистическую направленность: местные жители заявляют, что постройка мечети приведет к нашествию мигрантов и исчезнет «последний в Перми маленький русский островок».
Журналист «Реплики» съездил на место событий и выяснил, как пермскими жителями овладела мигрантофобия.
DOXA перепечатала текст «Реплики» с небольшими дополнениями. Оригинальный текст можно найти по ссылке. Издание «Реплика» не использует гендергэпы, мы сохранили их стиль написания.
- ИллюстраторкаИллюстраторкаАлиса Ястребова
- 3 октября 2024 г.
«Людей лечат не в мечетях»: как недовольство инфраструктурой превратилось в протест националистов
«У нас напротив два завода, стратегические, прямо вот на той стороне Камы, на самом берегу. Рядом ГЭСКамская гидроэлектростанция., которая с этих минаретов будет как на ладони. Представьте, кто-нибудь заберется на эти башни [минареты] с РПГРучной противотанковый гранатомет.? Мигранты что угодно могут устроить», — убежденно говорит журналисту «Реплики» житель Верхней Курьи Владимир, седой мужчина в очках.
Верхняя Курья — микрорайон Перми, входящий в Мотовилихинский районНа 2022 год в нем проживали больше 192 тысяч человек. Всего Мотовилихинский район включает в себя 21 микрорайон. и расположенный на правом берегу Камы. Это поселок с преимущественно элитной частной застройкой, хотя встречаются и ветхие дома барачного типа. В Верхней Курье много зелени, есть длинный песчаный пляж на берегу реки, магазины и супермаркет. При этом территория в последние годы активно застраивается жилыми комплексами, что приводит к недовольству местных жителей. Но главным недостатком микрорайона курьинцы считают проблемы с детскими садами, школами и медициной.
«Если что-то срочное по здоровью или ребенку не хватает места в садике или школе, то надо ехать через мост в город. И хорошо тем, у кого есть машина — другим приходится делать по две пересадки на автобусе, — с возмущением рассказывает «Реплике» Ольга, молодая женщина с темными волосами, мать двух дочерей. — У нас почта находится в деревянном бараке, одна детская площадка, а власти не придумали ничего лучше, чем построить в Курье мечеть!».
С активистами инициативной группы «Верхняя Курья против мигрантской мечети» мы встретились на площадке перед Богоявленским мужским монастырем. Сотней метров ниже, по дороге, ведущей от монастыря, видна территория стройки будущей мечети, огороженная металлическими листами зеленого цвета. На заборе большими белыми буквами написано обращение местных жителей: «Ибрагим и Плотников! Верните землю детям. Здесь должна быть школа». Слова курьинцев обращены к Руслану Ибрагимову, владельцу участка, на котором планируется возвести мечеть имени Юнуса. А также к депутату городской думы Перми Владимиру Плотникову, давнему деловому партнеру отца Руслана Рифката Ибрагимова. Владимира Плотникова и Рифката Ибрагимова активисты называют бандитами из 90-х.
«Я узнала о планах строительства мечети в начале мая от знакомой руководительницы местного ТОСаТерриториальное общественное самоуправление — территориальный орган общественного местного самоуправления. и сразу начала действовать. Организовала группу в вайбере и просто ходила по домам, распространяя информацию», — говорит Анна Пьянзина, координатор курьинских активистов, светловолосая женщина средних лет в очках с дымчатыми стеклами.
На самом деле первые дискуссии о строительстве мечети появились в районной группе жителей Верхней Курьи в VK еще в 20-х числах апреля этого года. Поначалу курьинцев просто приглашали в сообщество в вайбере, позже в постах мечеть стали связывать с «мигрантским нашествием». Некоторые люди в комментариях к публикациям писали, что планы по возведению религиозного сооружения не вызывают у них никаких опасений. Тогда к спорам присоединялся Роман Юшков — известный в Перми националист. Вместе с Анной Пьянзиной он пытался переубедить таких жителей и обращался с призывами не допустить появления «мигрантского анклава» в районе.
Иногда в дискуссию вступал админ группы, а Роман Юшков даже жаловался в комментариях к постам на «удаление собеседников». В итоге в мае активисты создали паблик «Верхняя Курья против мигрантской мечети», в котором Юшков стал администратором. В новом сообществе посты о мечети стали соседствовать с публикациями откровенно националистического толкаНапример, в нем публикуются обращения лидера националистической группы «Русская община», посты про «исламизацию белых детей» и репосты паблика «Русский националист»., а инфраструктурные проблемы Верхней Курьи отошли на задний план. Сам микрорайон в новом паблике назвали «последним в Перми маленьким русским островком», который противостоит «нашествию мигрантов».
Тезисы из постов в этой группе о том, что Верхняя Курья — «христианский» и «чисто русский» район повторяют и активисты журналисту «Реплики». Некоторые отдельно отмечают, что мусульман здесь проживает всего 2%. Не отмечая, впрочем, откуда возникла эта статистика.
«Мы опасаемся за безопасность наших детей, — объясняет жительница Верхней Курьи Ольга. — У нас единственная дорога на пляж проходит мимо места, где планируется строительство. Летом мы часто ходим в купальниках, дети в шортах, мужчины с голым торсом. Посетители мечети будут делать замечания девушкам за их внешний вид, наши мужчины будут за них заступаться — возникнут конфликты». При этом Ольга отмечает, что ее муж — татарин и сам исповедует ислам, но ходит в мечеть, расположенную на другой стороне реки.
После возникшего недовольства курьинцев строительство мечети прокомментировал муфтийРуководитель регионального духовного управления, который назначается указом председателя Центрального духовного управления мусульман России. региона Анвар Хазрат Аблаев. Он высказался в поддержку строительства и отметил, что мечеть будет полезна для сохранения духовных традиций татар и башкир, а также для «профилактики различных экстремистских, радикальных течений». Однако местных активистов это не убедило. В июле на согласованный митинг при большом количестве полицейских вышли около 250 человек. Протестующие держали в руках плакаты с надписями: «Бандиты отжали нашу землю!», «Людей лечат не в мечетях!!!» и «Русские против исламизации!». Романа Юшкова на митинге не было, так как его задержали на пять суток из-за клипа основанной им группы «Гомофобия». А Анна Пьянзина выступила с речью, в которой отметила, что принадлежать к нации и не быть националистом — все равно что иметь семью и не быть семьянином.
На следующий день после митинга Богоявленский мужской монастырь, у стен которого проходила акция, выпустил обращение, в котором говорилось, что Россия — многонациональная страна, и отдельно отмечались некие «подстрекатели», которые пытаются обострить межнациональные отношения в городе.
Активисты на такое заявление обиделись, но объясняют позицию церкви тем, что священники боятся Владимира Плотникова, бизнес-партнера Рифката Ибрагимова. «Он большие деньги вкладывает в церквиО том, что Владимир Плотников помогает строить храм в пермском микрорайоне Парковый сообщали на официальном сайте Пермской епархии., — поясняет журналисту «Реплики» активист и местный житель Владимир. — Вот и получается, что у нас в поселке мерятся бандиты из 90-х. Один храмом, другой мечетью».
Впрочем, ни позиции православных священнослужителей, ни дальнейшие планы по строительству мечети, ни даже допросы в центре «Э», на которые в конце августа вызвали Романа Юшкова и Анну Пьянзину, не останавливают активистов от дальнейших планов по противодействию строительству мечети.
«Сдаваться мы не намерены, — говорит журналисту «Реплики» Анна Пьянзина. — Мы подаем в Пермский краевой суд административный иск к Минимуществу Перми. Мы требуем признать незаконным приказ о предоставлении разрешения религиозного использования участка. С нами в команде два известных пермских адвоката. Если проиграем этот суд, пойдем в более высокие инстанции. Мы не остановим борьбу за нашу землю и будущее наших детей».
«Родину надо защищать, с врагами этой Родины — биться»: путь из правозащитника в националиста
«Все познается в сравнении. Если сравнивать с Москвой и Питером, или там с Калугой, то мигрантов [у нас] меньше. Но мы, коренные жители, наблюдаем, что их [мигрантов] все больше и больше. Они формируют свои анклавы, например, район рядом с Центральным рынком, где я живу, моя родная школа номер 25. Я иду мимо ее стадиона, наблюдаю школьников, и это похоже на Стамбул, Баку, или Бухару», — говорит журналисту «Реплики» Роман Юшков.
Юшкову, высокому худощавому мужчине с копной кудрей, пятьдесят четыре года. Он родился и вырос в Перми, работал доцентом кафедры биогеоценологии и охраны природы в Пермском государственном университете и до 2010-х был известен как экоактивист и правозащитник.
«В начале 2000-х Юшков боролся за экологию в городе. Так, в 2003–2005 годах он участвовал в протестах жителей Кировского района Перми против утилизации ракет на этой территории. Состоял в группе местных отделений правозащитных организаций, куда входил и пермский “Мемориал”», — вспоминает Дамир Мусин, сторонник татарского национального движения и житель Перми в эмиграции. По его словам, уже в 2008 году Юшков стал отходить от правозащиты к русскому национализму, а с 2010-х годов стали появляться его ксенофобские и антисемитские статьи и, как выражается Мусин, «треш-паясничество» — группа «Гомофобия».
Сам Юшков свою эволюцию от эколога-правозащитника до националиста объяснял тем, что в какой-то момент осознал, что прежней деятельностью он «расчищал территорию для будущего гуннаГунны — древний народ, пришедший в Европу из Азии. Гунны известны своим вторжением в Западную Римскую империю и важной ролью в Великом переселении народов., который сметет его цивилизацию».
Начиная с марта 2015 года Роман Юшков неоднократно привлекался к уголовной ответственности, за публикацию экстремистских статей с такими заголовками: «Скажи чужаку свое “Нет”» и «Хватит кормить чужаков», а также за ссылку в своем фейсбуке на пост «Евреи! Верните немцам деньги за мошенничество с Holocaust six millions jews!». В 2019 году против Юшкова было возбуждено уголовное дело по статье о возбуждении ненависти или вражды (статья 282) в связи с его речью на публичных слушаниях, где он выступил против строительства еврейского центраНесмотря на протесты активистов и некоторых местных жителей центр все же начали строить. в Перми. В том же 2019-м активист создал группу «Гомофобия» и выпустил клип «Гражданский контроль». В ролике Юшков, одетый в кожаный плащ и шляпу, преследует по городу мужчин и призывает «лечить» представителей ЛГБТ+В песне есть такие строки: «Ты попал! Здесь тебе не Москва. Скоро вычистим враз из родных городов содомитскую мразь всех мастей и родов».. Лидер пермского ЛГБТ+ сообщества «Радужный мир» даже подала иск против клипа, но в апреле 2021 года Пермский краевой суд отказался признавать ролик экстремистским. К настоящему моменту Юшков освобожден от уголовной ответственности по всем когда-либо возбужденным против него уголовным делам по «антиэкстремистским» статьям.
Сейчас участие в протесте в Верхней Курье Юшков считает своим приоритетом, так как она связана с «мигрантским нашествием». «Родину надо защищать, с врагами этой Родины — биться. И малую Родину в виде Верхней Курьи, и большую матушку Россию. По большому счету нужны глобальные изменения в русской жизни. И как ни горько это говорить, моя личная надежда — на идущую войну. Мы все чувствуем, что с началом украинской кампании, безусловно, произошло оздоровление русской жизни, и оно [еще] идет. Куча коррупционеров в высоких креслах сели за решетку, кучу откровенно предательской либеральной дряни смыло за рубеж, куча откровенных врагов типа там русофобского “Эха Москвы” заткнулись», — объясняет журналисту «Реплики» Роман Юшков.
Активист радуется, что на федеральном уровне началась «дискуссия о месте мигрантов» в российской жизни и надеется на «нормативные воплощения», имея в виду различные ограничения для мигрантов. «Мы здесь на своем маленьком пермском, курьинском даже фронте этим преобразованиям в меру сил помогаем», — добавляет Юшков.
«Я-то везде могу жить, меня хоть с волками в клетку посади»: как мигрантофобия появилась в Перми и каково мигрантам в Прикамье
«Куда ни посмотри — везде таджики. Я не националист, но не приветствую то, что у нас большое количество мигрантов», — говорит журналисту «Реплики» Тимур, пермский татарин, стоя на пороге Пермской Соборной мечети в Перми. Это небольшое зеленое здание расположено неподалеку от моста, ведущего в Верхнюю Курью.
То, что говорит Тимур, журналист «Реплики» уже неоднократно слышал от пермских татар и башкир: новая мечеть в городе — это хорошо, а мигрантов лучше бы было поменьше.
Между тем, по официальным данным, в Пермском крае происходит отток мигрантов. В 2023 году на миграционный учет было поставлено на 14,5% меньше иностранных граждан, чем в 2022-м. В этом году динамика сохраняется: за семь месяцев 2024-го на учет было поставлено на 9,4% меньше иностранных граждан по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Борис Поносов, общественный помощник уполномоченного по правам человека в Пермском крае, также подтверждает, что за последнее время количество мигрантов снизилось. «В прошлом месяце была пара рейдов по рынкам, выявляли нелегалов и почти никого не хлопнулиИмеется в виду задержали.. И это не потому, что у всех документы были в порядке, но потому что мигрантов стало меньше», — объясняет эксперт журналисту «Реплики».
На вопросы о страхах жителей Верхней Курьи по поводу того, что возникнут «анклавы мигрантов» и конфликты с местными жителями, Борис Поносов отвечает, что никаких конфликтов между местными жителями и иностранными гражданами в последние годы не фиксировалЭто подтверждается докладами прокуратуры Пермского края, в которых утверждается, что миграционные процессы «существенное влияние на состояние законности в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений не оказывают».. Саму ситуацию с протестом вокруг мечети правозащитник называет раздутой усилиями Романа Юшкова. Этого человека правозащитник связывает с правоохранительными органами, отмечая, что против националиста было открыто несколько уголовных дел, но ни одного реального срока тот не получил.
О том, что различные националистические группы пользуются покровительством российский властей, говорит и Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «Сова». «Все эти националисты лояльны власти и у власти к ним нет вопросов. Полиция с участниками “Русской Общины”, например, вполне легально проводит совместные рейды», — рассказывает «Реплике» Александр.
Виток ксенофобии, который в последние полгода проявляется в разных регионах России, эксперт называет результатом пропаганды и связывает ее с последствием террористического акта в «Крокус Сити Холле». По мнению Александра, власти специально сконцентрировали внимание на национальности нападавших, что вызвало волну возмущения против иностранных граждан в России и усилило влияние различных националистических групп. «И хорошо, если во главе группы стоит такой вот Юшков, человек все же не склонный призывать к насилию», — подытоживает Александр Верховский.
Впрочем, жизнь мигрантов в Перми ухудшилась и без призывов к насилию. Так, по данным МВД, за первое полугодие 2024 года из Пермского края было выдворено 336 иностранцев, что в пять раз больше по сравнению с первым полугодием прошлого года.
«Здесь все хуже с документами становится, с жильем, — признается журналисту «Реплики» Саид. — Я-то везде могу жить, меня хоть с волками в клетку посади. Но многие не выдерживают и уезжают».
Саид работает на Центральном рынке в Перми — месте сосредоточения мигрантов, по мнению пермяков. На вопросы про мечеть в Верхней Курье Саид отвечает, что ничего не слышал ни про нее, ни про протесты. Сам он по пятницам ходит в Соборную мечеть, которая находится куда ближе к рынку, чем Верхняя Курья.
Большинство работников рынка из числа иностранных граждан избегают разговоров на любые темы, не связанные с торговлей. Многие ссылаются на плохое владения русским языком, некоторые буквально уходят из своих палаток в соседние, лишь бы не отвечать на вопросы. Помимо Саида, журналисту «Реплики» удалось получить ответы только от еще одного продавца, мужчины средних лет, который пожелал остаться анонимным. «Строят — и хорошо. Нужно больше мечетей и церквей, а не борделей и притонов. Почему строить новые церкви хорошо, а мечети — плохо?» — говорит он журналисту «Реплики».
И добавляет: «Они на том берегу [реки] думают, что мечеть для нас [мигрантов], а то, что тут живут татары и башкиры, и русские бывают переходят в ислам, они не думают. Везде есть мусульмане. Дом Бога никому не помешает, и никаких террористов не надо опасаться. Бандиты не ходят в мечети — в мечети ходят праведники».