Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Хорватия отказала в убежище российскому активисту Владиславу Ариничеву и запретила ему въезд в Евросоюз на пять лет. Причинами стали внесение его в российский список экстремисто:к и террористо:к, а также то, что активист заснял и передал в СМИ кадры плохих условий содержания в лагере для бежен:ок.
Случай Ариничева не единичный. Из более чем 8,5 тысячи заявлений от россиян:ок в 2023 году международную защиту предоставили только 24 из них. В некоторых случаях на проситель:ниц убежища хорватские спецслужбы и вовсе оказывали давление, требуя отказаться от заявления на статус бежен:ки.
DOXA выяснила, почему в Хорватии так сложно получить убежище и что делать в случае отказа и запрета на въезд в Евросоюз.
В первой части текста рассказываем историю Владислава Ариничева. Во второй — о том, почему в Хорватии много проситель:ниц из России и почему им сложно получить убежище. В третьей — советы о том, что делать в случае отказа и запрета на въезд в ЕС.
Конфликт со спецслужбой и «угроза Хорватии»: как Владиславу Ариничеву отказали в убежище
Активист Владислав Ариничев уехал из России после того, как весной 2022 года получил штраф в 35 тысяч рублей за призывы к введению санкцийЭто был первый известный случай привлечения к ответственности по этой статье в Москве, отмечал телеграм-канал «ЧТД». в отношении России. Поводом стал его ролик на YouTube. Сначала активист уехал в Грузию, а затем, в конце 2022 года, запросил убежище в Хорватии.
Оказавшись в этой стране, Ариничев попал в лагерь для проситель:ниц убежища ПоринЛагерь получил свое название от отеля, который до 2011 года был на его месте. Официально он вмещает до 600 человек. в Загребе, где продолжил заниматься активизмом. Осенью 2023 года он снял видео и рассказал СМИ о плохих условиях содержания в лагере — волонтеро:к и уборщи:ц не хватало, как и мест для соискатель:ниц убежища.
На кадрах Ариничева видно грязные матрасы на полу, кроватей нет, а один беженец лежит на улице в теплой одежде. В здании горы невывезенного мусора, вещи проситель:ниц висят на тех же самых грязных матрасах, стены исписаны. Также на видео можно увидеть насекомых, ползающих по матрасам.
Власти отреагировали сразу: как рассказал сам Владислав, ему заблокировали карту, позволяющую входить в лагерь и выходить из него, охранни:цам раздали листы с его фотографиями и запретили активиста оттуда выпускать.
Позже входить и выходить из лагеря активисту все же разрешили, а в самом Порине несколько улучшилась ситуация. В частности, в лагерь для бежен:ок вернули волонтеров MDMMédecins du Monde, «Врачи мира»., которых убрали до этого, так как с организацией не продлили контракт, а людей, которым не хватало мест, разместили в других учреждениях.
В конце осени 2023 года Владислава Ариничева вызвали на допрос, где сообщили об отказе в убежище и запрете на въезд в ЕС. Активисту сообщили, что SOASecurity and Intelligence Agency, управление безопасности и разведки Хорватии. Занимается пресечением деятельности, представляющей угрозу нацбезопасности страны и конституционному строю. признала его угрозой национальной безопасности Хорватии, так как в России он внесен в список террористо:к и экстремисто:к. Кроме того, Владиславу указали на то, что он при съемке в Порине показал лица проситель:ниц убежища, тем самым подвергнув их опасностиВ правозащитной организации «Центр изучения проблем мира» (CMS) рассказали DOXA, что съемка в Порине действительно запрещена. Это связано с уязвимым положением проситель:ниц убежища. Однако в данном случае важно учитывать общественную значимость: после того как Ариничев рассказал о происходящем в Порине СМИ, ситуация для проситель:ниц улучшилась.. Письменный отказ в убежище активисту обещали выдать до Рождества 2023 года, но этого не случилось.
В ожидании документа Владислав Ариничев работал, занимался волонтерством и активизмом. Постепенно он стал узнавать истории россиян:ок, которым отказали в убежище или заставили их сделать это самостоятельно с помощью давления хорватских спецслужб.
В июле 2024 года Ариничев вышел на пикет в поддержку россиян:ок, которых вынуждали отказаться от убежища или депортировали из Хорватии, рассказал DOXA друг Ариничева Андрей Фокин, с которым они вместе жили в Порине. Активист проводил пикет в течение двух часов — у него были плакаты с историями пострадавших россиян:ок, также он надел футболку с надписью: «Fuck SOA». Впоследствии его арестовали на 15 суток за оскорбление госоргана.
После ареста в июле 2024 года Ариничев получил письменный отказ в убежище и оказался в транзитном центре в ТрилеВ Хорватии существуует два транзитных центра приема иностранцев в Триле и Товарнике, недалеко от боснийской и сербской границ соответственно. Они служат для содержания под стражей иностран:ок, задержанных за незаконное пересечение внешней границы ЕС, до их перевода в центр предварительного заключения в Ежево или до высылки из Хорватии.. Андрей Фокин рассказал, что у активиста проблемы с почками и мочевыводящей системой. Сейчас Владислав Ариничев оспаривает отказ в убежище. В случае проигрыша ему грозит депортация. Кроме того, вступит в силу запрет на въезд в ЕС в течение пяти лет.
DOXA направила вопросы в SOA о причинах отказа Ариничеву и другим россиян:кам в убежище, а также о причинах его задержания на пикете, но на момент публикации текста ответа не получила.
«Система выстроена с целью дать отказ»: почему Хорватия отказывает российским бежен:кам?
Согласно законодательству Хорватии, на получение убежища имеет право люб:ая иностран:ка, доказавш:ая преследование в стране происхождения «из-за своей расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».
Однако в реальности получить статус бежен:ки в стране довольно сложно. Так, из 68 114 запросов на международную защиту в Хорватии в 2023 году только 52 человека получили тот или иной тип защиты. Правозащитни:цы из хорватского Центра изучения проблем мира объяснили DOXA, что у страны «нет политической воли, возможностей и общей заинтересованности в предоставлении защиты лицам, спасающимся от преследований». Россиян:кам также сложно получить защиту в Хорватии. Из более чем 8,5 тысячи заявлений от россиян:ок в 2023 году международную защиту предоставили только 24 из них.
Политический активист из России Алексей рассказал DOXA, что, по его наблюдениям, большинство российских граждан:ок, пересекающих границу с Хорватией с целью получить убежище в ЕС — чечен:ки и дагестан:ки. При этом, по словам активиста, мало кто едет в Хорватию целенаправленно, чтобы там жить. Хорватия для многих — «входные ворота в ЕС». Так, восемь человек, с которыми Алексей переходил границу, впоследствии поехали во Францию, еще двое — в Германию.
Сам активист в стране оказался фактически случайно: его не посадили в Боснии на рейс в Сербию с транзитом через Германию. Ближайшая к Боснии страна ЕС — Хорватия, поэтому Алексей решил просить убежище там.
Сотрудница CMS Сара Кекуш отмечала, что вхождение Хорватии в Шенгенскую зону спровоцировало рост запросов на убежище в стране и числа тех людей, которые следуют в другие страны ЕС для запроса убежища. Так, в 2022 году, когда Хорватия не была в Шенгенской зоне, было 12 872 заявления, что более чем в пять раз меньше, чем в 2023-м.
При этом, по словам политического активиста Алексея, хорватская система работы с бежен:ками «выстроена с целью дать отказ». Во время интервью проситель:ниц власти Хорватии строят вопросы на основе противоречий в ответах. А в формулировках отказов часто ссылаются на заявления российских властей и законы, не принимая во внимание избирательность правоприменения в России. «Если учесть, что власти РФ врут всегда и каждый раз разное, то найти соответствующую цитату для обоснования отказа легко», — объяснил активист.
Также в разговоре с DOXA Алексей отметил, что на интервью людей спрашивают, как они смогли выехать из страны, если их преследуют: «Если вы сумели покинуть страну, значит, вас не преследуют по закону. Ты сначала сядь в тюрьму в РФ, а потом приходи».
По словам кандидата юридических наук Глеба Богуша, политическая мотивированность в делах доказывается в каждом случае по-разному. Однако государство, где человек запрашивает убежище, должно принимать во внимание ситуацию с правами человека в стране происхождения проситель:ницы убежища. По поводу ситуации в России Богуш указывает на то, что есть докладчица ООН, есть Европейский суд по правам человека, продолжающий рассматривать дела, и его практика. Отказ от оценки ситуации с правами человека эксперт считает нарушением международного права.
Глеб Богуш также отметил, что отказ в убежище далеко не всегда сопровождается запретом на въезд. По мнению эксперта, в случае с Владиславом Ариничевым это мера была принята из-за того, что, согласно хорватским властям, он угрожает национальной безопасности: «Они используют эту меру таким вот образом и фактически ему мстят за то, что он их критикует».
Оспаривать решения и готовить документы: что делать в случае отказа в убежище и получения запрета на въезд в ЕС?
Советы от основательницы проекта «Ковчег» Анастасии Бураковой.
1. Если с отказом в убежище вы получили запрет на въезд в ЕС, то это решение можно обжаловать в органах судебной системы страны, где вы находитесь. Шансы у такого обжалования не очень большие, но судебные органы Евросоюза обязаны их рассматривать.
2. Достаточно много случаев, когда люди запрашивали убежище и получили первичный отказ, однако в дальнейшем при обжаловании получили положительное решение. В таких случаях важно своевременно обращаться к юрист:кам. В «Ковчеге» были случаи, когда проситель:ницы убежища получали отказ уже в высших судебных инстанциях.
3. Необходимо обращаться к юрист:кам и правозащитни:цам в той стране, где вы находитесь. Например, российские юрист:ки, у которых нет соответствующего образования и диплома в другом государстве, практиковать там не могут. В Европе достаточно много правозащитных организаций, куда можно обратиться за квалифицированной юридической помощью, отметила Буракова.
4. Важно хорошо подготовить свой кейс. Проситель:нице убежища действительно может грозить преследование со стороны государства, однако для рассмотрения кейса доказательства могут быть собраны небрежно и быть не очень понятными для властей страны, где он:а запрашивает защиту. В случае небрежной подготовки кейса другие этапы зачастую сложнее предыдущих. В качестве доказательств угрозы могут быть не только уголовные дела, но и скриншоты переписок, записи звонков и другие свидетельства, которые могут подтвердить преследование.