Изображение-«История нашей страны запятнана рабством»

«История нашей страны запятнана рабством»

Вот уже больше ста лет американ_ки добиваются репараций за рабство и дискриминацию темнокожего населения. И сейчас у них все может получиться

8 февраля 2024 года DOXA внесли в реестр «нежелательных организаций».

Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.

Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.

В июле 2023 года в штате Калифорния завершила работу комиссия по выплатам репараций для потомков афроамерикан_ок, пострадавших от рабства и дискриминации. Суммы выплат могут составить до 1,2 миллиона долларов на человека. С бюджетом около 800 миллиардов долларов программа репараций может стать самой крупной в истории США. И хотя проект пока носит лишь рекомендательный характер, он уже влияет на американскую политику и стал причиной появления других программ выплат афроамерикан_кам. Вспоминаем непростую историю проектов репараций темнокожему населению в США и рассказываем, как сторонни_цы компенсаций за многолетнюю историю дискриминации постепенно меняют общественное мнение в свою пользу.

Примерное время чтения этого текста 14 минут. Он состоит из 4 глав.

  • В первой мы рассказываем о последствиях рабства и дискриминации.
  • Вторая глава о том, что мешало реализовать проекты репараций темнокожему населению.
  • Третья — об успешных программах репараций и масштабном калифорнийском проекте.
  • В четвертой главе — о будущем репараций.

«Черные кодексы», гетто и насилие: почему в США не удается справиться с последствиями рабства

Первые африканцы были насильно вывезены на североамериканский континент еще в 16 веке испанскими колонизаторами. В английских колониях это произошло несколько позжеПервая группа порабощенных африканцев прибыла в берегам Вирджинии в 1619 году., однако именно британские колонисты сделали принудительный труд темнокожих рабов основой своего экономического развития.

Формально рабство было отменено в США только в 1865 году, после поражения мятежной Конфедерации в Гражданской войне и принятия 13-й поправки к Конституции. Однако это не положило конец дискриминации афроамериканцев. Так, после принятия поправки многие южные штаты приняли «Черные кодексы» — законы, которые были призваны закабалить освобожденных рабов в интересах белых плантаторов и не допустить, чтобы афроамериканцы получили экономическую свободу и независимость.

Например, в Миссисипи темнокожим людям было запрещено владеть землей или брать ее в аренду. Вместо этого заключались трудовые договоры сроком на 1 год. Афроамериканцы не могли уволиться и разорвать договор с белым нанимателем. Если власти находили темнокожего человека в сельской местности без договора, то его принудительно отправляли на плантацию с изъятием части зарплаты в пользу штата. Единственной альтернативой была уплата разорительного налога. Власти могли отправить на плантации и родителей, которые недостаточно хорошо заботились о своих детях. А еще кодекс запрещал афроамериканцам оскорблять белых людей и вступать с ними в брак. Кроме того, как и во времена рабства, любой белый мог законно арестовать любого темнокожего человека. А для предотвращения бегства с плантаций были вновь приняты положения из закона «О беглых рабах». Они предусматривали суровое наказание и для белых людей, которые содействовали побегу.

Конец «рабству под другим именем»Так назвал «Черные кодексы» исследователь Дуглас Блэкмун. был положен конгрессом США в 1866 году посредством военной оккупации южных штатов. Однако и это не сильно повлияло на проблему дискриминации. Так, некоторые штаты активно использовали лазейку в 13-й поправке к Конституции, запрещающей рабство и принудительный труд с исключением в виде наказания за преступления. В южных штатах темнокожих людей нередко арестовывали за мелкие проступки, после чего сдавали в аренду на фермы, производства и стройки.

Кроме того, дискриминация не ограничивалась принудительным трудом. Наиболее вопиющей и известной была система «Законов Джима Кроу», введенная в южных штатахХотя законодательная сегрегация существовала, в основном, в южных штатах, на севере и западе страны афроамериканцы также сталкивались с разнообразными формами дискриминации: при приеме на работу их не брали на высокооплачиваемые должностим, им отказывали в покупке и аренде жилья в новых районах, тем самым «запирая» их в местах с плохой инфраструктурой и ветхим жильем, а после массовой миграции афроамериканцев с юга в крупные города других штатов, районы их компактного проживания стали целью правоохранительных органов. на рубеже 19–20 веков. Она предполагала расовую сегрегацию во всех общественных учреждениях и на транспорте, но зачастую распространялась и на большинство частных учреждений, где афроамериканцам отказывали в обслуживании. Попытки оспорить эту систему нередко приводили к линчеваниям и кампаниям расового террора. Большинство подобных законов были признаны неконституционными только в 1960-х после серии решений верховного суда и законодательных актов конгресса.

При этом дискриминация продолжается и ощущается до сих пор. Так, афроамериканцы в среднем живут меньше, чем белые жители США, имеют более высокий уровень безработицы, более низкие зарплаты и финансовое состояние. Отсюда и более низкий доступ к образовательным возможностям и вертикальной мобильности. Поэтому они гораздо меньше представлены на высоких должностях как в политике, так и в бизнесе. Владение недвижимостью — важный фактор финансовой стабильности, однако банки часто отказывают афроамериканцам в ипотечном кредитовании, поэтому среди темнокожего населения доля собственников жилья ниже.

Из-за бедности и фактической расовой сегрегации в образованииАфроамериканцы компактно проживают в районах с хронически недофинансированными школами и плохой социальной инфраструктурой. афроамериканцы нередко бросают учебу и связывает жизнь с уличной преступностью и наркоторговлей, которые обещают быстрый заработок, недоступный для них на легальном рынке труда. Однако эта неформальная экономика лишь усиливает цикл бедности. Доля темнокожего населения составляет лишь 12,6%, а доля заключенных-афроамериканцев — 33%. При этом молодежь 18–19 лет попадает в тюрьмы в 12 раз чаще, чем их белые сверстники.

Это создает расовые стереотипы внутри правоохранительной системы. Афроамериканцы непропорционально чаще становятся жертвами полицейского насилия. При предъявлении обвинений они получают примерно на 10% более длинные тюремные сроки, чем белые жители, и им назначают более жесткие меры пресечения. Классическим примером является марихуана, которую белые и темнокожие американцы употребляют примерно в равном количестве, но последних арестовывают за хранение почти в 4 раза чаще. И эта разница сохраняется, даже несмотря на легализацию марихуаны в целом ряде штатов.

«Я не сдаюсь». Как появились первые проекты репараций афроамериканцам и кто мешает их реализации

Первые идеи о необходимости репараций для темнокожего населения высказывали еще американские аболиционистыВыступали за отмену рабства и освобождение рабов. в 18 веке. Они считали, что в случае отмены рабства афромериканцы смогут вести достойную жизнь только при наличии земли и средств к существованию. Реализовать этот замысел под конец Гражданской войны попытался генерал Уильям Шерман, издавший приказ о раздаче 400 тысяч акров земли плантаторов бывшим рабам, но позже приказ был отмененПриказ был принят при президенте Аврааме Линкольне, который был убит в 1865 году. Следующим президентом США стал Эндрю Джонсон, который был выходцем с юга США..

Широко известен пример афроамериканки Генриетты Вуд, которая была освобождена из рабства и жила в штате Огайо, но в 1853 ее похитили и вновь продали в рабство в Миссисиппи. После окончания Гражданской войны она смогла вернуться в Огайо, подала в суд на своих похитителей и смогла добиться компенсации в размере 75 тысяч долларов (по нынешнему курсу). Однако это частный случай. Большинство афроамериканцев не имели возможности и средств, чтобы добиться подобной компенсации. На общенациональном уровне после Гражданской войны в конгрессе рассматривались проекты земельных и денежных компенсаций для бывших рабов, но эти обсуждения сошли на нет после окончания эпохи реконструкцииПериод в американской истории после Гражданской войны в США (1861–1865 гг.) и продолжавшийся примерно до 1877 года. Ее основными целями были восстановление нации после войны, реинтеграция бывших штатов Конфедерации, решение социальных проблем, а также политических и экономических последствий рабства. В этот период рабство было отменено, отделение Конфедерации было аннулировано, а 13-я, 14-я и 15-я поправки были добавлены к Конституции, чтобы предоставить равные гражданские права недавно освобожденным рабам..

background imagedonation title
Мы рассказываем про военное вторжение России в Украину, протесты и репрессии. Мы считаем, что сейчас, когда десятки медиа закрылись или перестали освещать войну, доступ к независимой информации важен как никогда.

В федеральную повестку вопрос репараций афроамериканцам вернулся только в 20 веке, но пока он далек от реализации. С 1989 года конгрессмен-демократ Джон Коньерс ежегодно вносил законопроект о создании комиссии по выплатам репараций. «Я не сдаюсь, — говорил Коньерс. — История нашей страны запятнана рабством, и до тех пор, пока мы официально не разберемся с этим, она будет отмечена этим пятном».

Однако вряд ли стоит ожидать, что в ближайшем будущем законопроект о репарациях будет принят на федеральном уровне, так как конгресс США регулярно оказывается разделен между демократами и республиканцами. Последние — главные противники репараций темнокожему населению в американской политике. Они считают подобные выплаты своеобразной попыткой подкупа афроамериканцев со стороны демократов и в целом подвергают сомнению справедливость репараций. Так, по словам конгрессмена-республиканца Джима-Джордана, нет никакого смысла «тратить 20 миллионов долларов на комиссию, которая заранее решила, что нужно взять деньги у людей, которые не имеют отношения к злодейству рабства, и отдать их людям, которые не испытывали на себе ужасы рабства». Похожая позиция и у лидера республиканцев в Сенате Митча Макконнелла, предки которого были рабовладельцами: «Я не думаю, что возмещение ущерба за то, что произошло 150 лет назад и за что никто из нас, ныне живущих, не несет ответственности, — это хорошая идея».

От Флориды до Калифорнии. Как сторонники репараций вышли на локальный уровень

Понимая, что на федеральном уровне вряд ли получится добиться успехов, активисты движения за репарации решили сконцентрироваться на уровне отдельных штатов и муниципалитетов, где гораздо проще мобилизовать поддержку реформ.

Так в 1994 году во Флориде приняли закон о репарациях для выживших после расового погрома в Роузвуде, который в 1923 году устроил местный Ку-Клукс-Клан. А в 2015 году власти Чикаго выделили 5,5 миллионов долларов для выплат пострадавшим от полицейского насилия.

В качестве позитивного опыта сторонники репарации часто приводят пример небольшого города Эванстон в штате Иллинойс с населением около 77 000 человек. В 2021 году власти города решили провести эксперимент с выплатой грантов для компенсации последствий жилищной дискриминацииВ 1929 году строительные компании решили возводить дома в районе Bauer Place, но так как там в основном проживали афроамериканцы, фирмы боялись, что белые не будут покупать жилье. Поэтому местных темнокожих жителей (около 300 семей) вынудили под угрозами сноса жилья переехать в район с худшей инфрастрктурой. Это значительно ухудшило их положение, так как средняя рыночная цена их новых домов теперь составляет около 150 тысяч долларов, вместо полумиллиона (если бы они остались на старой земле)..

Гранты в размере 25 тысяч долларов можно потратить на починку дома, уплату налога на недвижимость или финансирования существующей или новой жилищной ипотеки — круг возможных получателей этих денег также сильно ограничен. В приоритете те, кто проживал в городе в период с 1919 по 1969 год, когда приняли закон о запрете жилищной дискриминации, а также их прямые потомки. Остальные могут рассчитывать на выплаты, если докажут факт дискриминации. Примечательно, что саму программуНа нее планируют выделить 10 миллионов в течение 10 лет. было решено финансировать за счет налога с продажи марихуаны, которую легализовали в Эванстоне в 2019 году.

Изображение-image-e5bdbf4d33707c7935b2cab2a4385ea206222aa0-3360x1800-png

Примеры успешных локальных проектов репараций, а также движение против дискриминации афроамериканского населения BLMBlack Lives Matter. Это общественное движение появилось в начале 2010-х и выступает против расизма и насилия в отношении тернокожих людей. BLM приобрело особенно крупные масштабы в 2020 году, после убийства полицейскими безоружного афроамериканца Джорджа Флойда. повлияли и на самый населенный штат — Калифорнию. Там в 2020 году губернатор штата Гэвин Ньюс подписал закон о создании комиссии, которая должна была рассмотреть вопрос дискриминации афроамериканцев и возможной компенсации. Заседание комиссии началось в здании городского совета Окленда — города, где в 1966 году была основана знаменитая партия «Черных пантер»Левая афроамериканская организация, которая ставила своей целью продвижение экономических интересов темнокожей бедноты и борьбу с насилием со стороны местной полиции.. Работа продолжалась три года, и 29 июня 2023-го комиссия наконец опубликовала 1000-страничный отчет со 115 рекомендациями по вопросу выплат. Среди них — формальное извинение от властей штата, а также целый ряд реформ в сферах образования, рынка труда и жилья, в правоохранительной и пенитенциарной системе.

Но главной частью доклада стала программа выплат репараций для потомков бывших рабов, либо свободных афроамериканцев, проживающих в США с конца 19 века, на которые смогут претендовать примерно 80% из 2,8 миллионов проживающих в Калифорнии афроамериканцев. Учитывая выплаты за различные последствия дискриминации, рассмотренные комиссией, максимальная сумма для одного человека может достигать 1,2 миллиона долларов, а общие расходы на выплаты могут составить около 800 миллиардов долларов. Это делает калифорнийский проект репараций крупнейшим в истории США.

  • Комиссия считает, что разница в продолжительности жизни между белыми и темнокожими калифорнийцами, которая составляет 7,6 лет, связана с последствиями дискриминации, и предлагает выплачивать по 13 тысяч долларов за каждый год. По этим расчетам, афроамериканцы в возрасте 71 года могут получить выплаты до 976 тысяч долларов;
  • Аналогично рассчитывается и ущерб от избыточных арестов местной полицией с 1971 года в виде недополученных доходов из-за тюремного заключения. Ежегодная сумма оценивается в 2400 долларов, а прожившие в штате с 1971 по 2020 год могут получить до 115 тысяч долларов;
  • Ежегодный ущерб от жилищной дискриминации в период с 1933 по 1970 год комиссия оценивает в 3400 долларов в год, а максимальный размер репарации может составить 149 тысяч долларов;
  • Еще 77 тысяч долларов может полагаться за дискриминацию малого предпринимательства и утраченные возможности в бизнесе для афроамериканского сообщества;
  • Комиссия также предлагает компенсировать стоимость изъятой недвижимости, например, при строительстве автомагистралей, которые проходили через афроамериканские районы.

Однако выводы комиссии носят лишь рекомендательный характер — окончательное решение о выплате репараций остается за законодательным собранием штата и губернатором. При этом проект уже вызвал значительную долю критики. Так, его критикуют за суммы выплат, превышающие бюджет штата в 2,5 раза, за то, что это несправедливо по отношению к налогоплательщикам, которых заставят расплачиваться за чужие грехи, а также за то, что из-за слишком широкой формулировки репарации смогут получить и некоторые белые калифорнийцыНапример, потомки осужденных на долговое рабство или попавших в крепостную зависимость по договору, что было довольно распространено в британских колониях до массового завоза африканских рабов..

«Как поведет себя Калифорния, по такому пути и пойдет остальная часть страны»

Идея выплаты репараций потомкам рабов пока не пользуется большой популярностью у американцев. Согласно опросам, не менее двух третей респондентов выступают против этой идеи. И даже в Калифорнии, которая имеет репутацию довольно либерального штата, в одном из опросов лишь 23% поддержали выплату репараций, а 59% высказались против. Но сторонники репараций отмечают, что за последние 20 лет общественное мнение движется в их направлении: согласно опросам Gallup 2002 и 2019 годов, поддержка репараций афроамериканцам выросла с 14% до 29%. А в 2020 году на праймериз символическую поддержку репарациям высказали и почти все кандидаты в президенты от Демократической партии.

О, том, что в американском обществе произошел сдвиг в пользу репараций, говорят и проекты во Флориде, Чикаго и Эванстоне. Однако они затрагивали небольшое количество людей и требовали небольшого бюджета. Проект же репараций в Калифорнии может стать тем самым водоразделом, после которого программы выплат темнокожему населению за дискриминацию станут нормой по всей стране.

Как отметил депутат законодательного собрания штата и один из членов комиссии Реджи Джон-Сойер, «Как поведет себя Калифорния, по такому пути и пойдет остальная часть страны. Я думаю, именно поэтому существует сопротивление, потому что люди действительно понимают, что, если мы сможем решить эту проблему каким-то образом, это положит начало решению многих из этих проблем по всей стране».

И даже если власти Калифорнии не прислушаются к рекомендациям комиссии либо ограничатся формальными мерами вроде публичных извинений за дискриминацию или небольших реформ, главное уже случилось: калифорнийский проект с рекордными суммами выплат дал старт новому витку дискуссии о том, возможно ли компенсировать ущерб от дискриминации и в какой форме эти компенсации должны быть. Не случайно вслед за Калифорнией вопрос репараций уже рассматривают в штате Нью-Йорк, а также в крупных городах вроде Сан-Франциско и Бостона.