Изображение-Бог — мужчина, а христианство — против женщин?

Бог — мужчина, а христианство — против женщин?

Отвечаем на главные вопросы о месте женщин в христианстве

8 февраля 2024 года DOXA внесли в реестр «нежелательных организаций».

Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.

Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.

Воспитанные в христианской культуре люди не раз слышали о том, что женщина как «ребро Адама» должна подчиняться мужчине, раскаиваться за грех Евы и «молчать в церкви». Многие аргументы против гендерного равноправия подкрепляются отсылками к Библии: сюжетам о создании первых людей и грехопадении, посланиям апостола Павла и трактатам Отцов Церкви.

Но правда ли, что все, написанное в Библии о женщинах, женоненавистническое? И действительно ли те отрывки, на которые ссылаются сексист_ки, говорят о второстепенном и подчиненном положении женщин?

Мы изучили библейские стихи и исследования библеисто_к и теолог_инь, чтобы ответить на основные вопросы об отношении христианства к роли и проблемам женщин. Спойлер: очень многое в Библии зависит от ее интерпретации.

Секс — только гетеросексуальный и только для деторождения?

В Священном Писании есть много моментов, которые можно рассматривать как прямые указания на то, как человеку следует вести сексуальную жизнь. Например, при сотворении мужчины и женщины Господь напутствовал им «плодиться и размножаться» (Быт. 1:28), а в книге Бытия в связи с этим осуждается даже такая практика, как прерванный половой акт (Быт. 38:9). Сексуальные нормы в Библии связаны не только с деторождением: так, книга Левит запрещает секс во время менструации и гомосексуальные связи (Лев. 18:19, 18:22).

Что делать с этими дискриминирующими нормами? Некоторые библеист_ки предлагают рассматривать библейские предписания в историческом контексте. Так, американский теолог Дэвид Дженсен подчеркивает, что, прикладывая библейские нормы к современной жизни, люди не учитывают, что запреты на определенные сексуальные практики появились в отличном от современного историческом моменте. Например, запреты на гомосексуальность и секс во время месячных в книге Левит обусловлены не категорическим неприятием этих практик как явления, а тем, что ими «осквернили себя народы [которых Я прогоняю от вас]». При таком прочтении эти табу значимы и ценны не сами по себе, а как маркер отличия иудеев от других ближневосточных народов. Это делает их менее актуальными в современности.

В Библии действительно подчеркивается важность деторождения, но также есть отрывки, где секс рассматривается как проявление желания, которое мотивировано в первую очередь любовью, а не зачатием. Самый яркий пример такого сюжета — ветхозаветная «Песнь Песней». Это откровенный текст о двух возлюбленных, готовящихся к бракосочетанию. Главная героиня Суламита описывает томление по своему жениху Соломону и иносказательно описывает свое желание: «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его». В раннем христианстве «Песнь Песней» толковали как метафору любви Бога к Церкви, но есть альтернативные прочтения этого сюжета. Так, некоторые исследователь_ницы видят в истории Суламиты репрезентацию свободной женской сексуальности. Суламита уверена в своем праве на сексуальность, несмотря на общественное давление: Феминистская теологиня Филлис Трайбл считает, что в «Песни Песней» нет иерархического разделения полов, установленного в «Бытии», напротив, возлюбленные равны в своем желании. Суламита уверена в своем праве на сексуальность, несмотря на общественное давление: «О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! Тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы».

Больше про сексуальность

Люди, для которых секс без чувств невозможен (нет, это не просто «норма»)

Как строят отношения и определяют себя демисексуал_ки

Изображение-Люди, для которых секс без чувств невозможен (нет, это не просто «норма»)
Нина Незванова
Нина Незванова

Библия запрещает аборты?

Противни_цы абортов часто обращаются к Библии для подкрепления своей позиции. Но в самом священном тексте нет ни одного упоминания абортов, хотя они практиковались в библейское время.

Запрет абортов обычно мотивируют отрывками, не говорящими прямо о прерывании беременности. Например, апеллируют к заповеди «Не убий». Однако в самой Библии содержится несколько противоречивых стихов о том, когда именно начинается человеческая жизнь. Если в Книге Бытия начало жизни ассоциировано с дыханием (Быт. 2:7), то книги пророков Иеремии и Иова указывают на субъектность и божественное происхождение эмбрионов в утробе матери (Иер. 1:5, Иов. 31:15). При этом в ветхозаветных законах ценность жизней эмбриона и матери не равнозначна. Так, в «Исходе» наказание за избиение беременной женщины, которое приводит к выкидышу, меньше наказания за избиение, приведшее к смерти женщины. Если в первом случае виновному назначается штраф, во втором — он должен отдать «душу за душу».

Неоднозначность высказываний о человеческой жизни в Библии позволяет ссылаться на нее как сторонни_цам, так и противни_цам абортов. Если католическая и православные церкви не допускаютРПЦ допускает «проявление снисхождения» в случаях, когда женщина вынуждена сделать аборт из-за угрозы своему здоровью. Католическая церковь осуждает прерывание беременности в любом случае и настаивает на мерах, позволяющих сохранить здоровье и матери, и ребенка: раннем кесаревом сечении, индукции родов и т.д. прерывания беременности, то некоторые протестантские деноминации более открыты в этом вопросе. Епископальная церковь выступает за законное право на аборт, но допускает прерывание беременности только в «экстремальных» случаях, а не «из соображений удобства». Пресвитерианская церковь также защищает право женщины на моральный выбор, который доступен каждому человеку благодаря данной Богом свободе воли.

Женщина в церкви да молчит?

Женское священство остается спорным вопросом в христианстве. Католичество и православие не допускают рукоположенияОбряд посвящения в духовный сан женщин, в то время как в некоторых протестантских деноминациях женщины занимают духовные саны. Противни_цы женского священства опираются на несколько библейских высказываний. Самое популярное из них — первое послание апостола Павла к коринфянам, в котором он говорит: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1Кор. 14:34). При этом несколькими главами ранее Павел говорит, что женщина имеет право «пророчествовать» в церкви (1Кор. 11:5), а в послании к римлянам апостол с уважением и почтением упоминает диакониссуВ обязанности диакониссы входило вспоможение женщине в крещении и на протяжении всего ее обращения в веру. Диакониссы также оказывали помощь больным и бедствующим женщинам. Фиву (Рим. 16:1). Греческий теолог и философ Ориген так комментирует это место: "Этот отрывок благодаря авторитету апостола показывает, что и женщины поставлялись на церковное служение".

Изображение-image-bd512257758fca2eea1c8c5ff2b45fdf664e21bf-2560x1440-png

В католической традиции священник является Alter Christus, «другим Христом». Каждый, представляющий Христа в церкви, должен быть узнаваем как символ Спасителя, который «был и является мужчиной». Православная церковь также говорит о том, что священник должен быть литургическим образом Христа.

Согласно христианскому учению, Бог-Отец и Бог-Сын — две ипостаси единой сущности. Несмотря на то что традиционно Бог-Отец также считается мужчиной, в самой Библии можно найти указания на андрогинность Создателя (см. раздел «Бог — мужчина?»). Если Бог-Отец и Бог-Сын едины, а первый не обязательно является мужчиной, можно сделать вывод, что образ Христа не должен быть исключительно мужским.

Феминистские теологи_ни также критикуют разделение на женское служение Богу (материнство, забота о доме, вспоможение ближнему) и мужское (служение в Церкви), противопоставляя ему известное высказывание апостола Павла:

Во Христе нет ни мужчины, ни женщины (Гал. 3:28)

Существенное различие между мужчинами и женщинами также снимает концепция всеобщего священства Мартина Лютера, которая стала важным принципом протестантской теологии. Согласно Лютеру, «всякий крестившийся может считать себя уже посвящённым в священники», так как Иисус воспринимал всех своих последователь_ниц как равных.

Запрет на рукоположение женщин, как правило, строится на содержащихся в Священном ПреданииУстная, письменная и обрядовая традиция, в которую входят творения святых отцов и учителей Церкви, мученические акты и жития святых и другие интерпретациях библейских пассажей. Большинство протестантских церквей  придерживаются доктрины «Sola Scriptura» («Только Писание»). Она подразумевает, что Библия (или Священное Писание) как боговдохновенный текст — единственный и первостепенный источник вероучения для протестантских христиан_ок. Приверженность этой доктрине и восприятие толкований Библии как второстепенных позволяет протестантским деноминациям возводить женщин в духовные саны. Сейчас женщины проходят ординациюПосвящаются в духовный сан в Евангелической церкви Германии, Объединенной методистской церкви, Объединенной церкви Канады, Церкви Швеции. Тем не менее, рядом протестантских организаций, к примеру, Южной баптистской конвенцией, ординация женщин отвергается по сей день.

background imagedonation title
Мы рассказываем про военное вторжение России в Украину, протесты и репрессии. Мы считаем, что сейчас, когда десятки медиа закрылись или перестали освещать войну, доступ к независимой информации важен как никогда.

Женщина — «подчиненная» мужчины?

В Библии можно обнаружить несколько отрывков, предписывающих женщинам подчиненное положение. Например, во втором послании к Тимофею апостол Павел пишет о женщинах как об «утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим. 3:6-7), поэтому мужьям необходимо обращаться с ними «как с немощнейшим сосудом» (1Пет. 3:7).

Представление о женщинах как о более слабых созданиях восходит к сюжету о грехопадении: Ева поддалась на уговоры Змея и вкусила запретный плод, который затем передала Адаму, за что Господь изгнал обоих из Эдема и обрек их на тяготы земной жизни. Подчиненное же положение женщины обосновывается историей ее сотворения: Ева была создана из ребра Адама, чтобы быть ему «помощницей». На эти два сюжета ссылается апостол Павел, когда говорит: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:11–14).

Но можно ли считать Еву подчиненной Адама на основании истории ее создания? Многие специалист_ки считают, что нет. Ева действительно была сотворена из Адама, но и он был создан по образу и подобию Божьему, а значит, Ева такая же часть Бога, как и Адам. Об этом говорится и в Книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Помимо этого, исследователь_ницы обращают внимание на то, что Господь, создавая Еву, назвал ее не просто помощницей Адама, но помощницей, «соответственной ему» (Быт. 2:18). Как указывает библеист Дэвид Фридман, ивритское слово עֵזֶר כְּנֶגְדּוֹ, описывающее Еву в Быт. 2:18, обозначает именно равного помощника. Исходя из этого, Ричард Дэвидсон в книге «Пламя Яхве. Сексуальность в Библии» пишет, что идея гендерного равенства заложена в самой цели создания женщины.

Феминистские теологи_ни также обращают внимание на сюжеты, в которых Бог доносил свою волю через женщин. Так, американская исследовательница Тиква Фраймер-Кенски рассматривает истории библейских Ревекки и Сарры. Обе отвечают за продолжение израильского рода и предпочитают следование воле Божьей послушанию мужьям. Так, Сарра выгоняет Агарь и Измаила, чтобы благословение получил Исаак, а не Измаил, первенец Авраама, а Ревекка подстраивает благословение Иакова, а не Исава. Обращаясь к мужу Сарры Аврааму, Господь говорит:

Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее (Быт. 21:12)

Тот факт, что Бог не раз доверял женщинам исполнять Его волю и передавать ее мужчинам, противоречит идее о том, что Творец намеренно создал женщину «дефектной» и подчиненной.

Бог — мужчина?

Само название «Бог-Отец» будто отсылает к тому, что Бог — мужчина. Так, Иисус в Библии называет Господа Отцом более 160 раз. Некоторые верующие полагают, что уже из этого факта исходит патриархальный характер христианства.

Однако в Катехизисе католической церкви указано, что Бог выходит за пределы человеческого разделения полов, так как он стоит выше Творения и по своему образу и подобию создал не только мужчину, но и женщину. Соответственно, Господь содержит в себе как мужское, так и женское начало.

Изображение-image-f9cf4bedb674909bfc8316ce3ee0dc00eec666c1-2560x1440-png

В Библии есть несколько указаний на то, что сущность Бога не стоит считать исключительно мужской. Так, к Нему не только обращаются как к Отцу, но и приписывают Ему материнские качества. Пророк Исаия приводит следующие слова Создателя: «Как утешает кого‐либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (Ис. 66:13), «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 19:15).

Сейчас некоторые протестантские деноминации внедряют гендерно-нейтральный язык при обращении к Богу. Например, в феврале этого года о таких переменах задумалась Англиканская церковь. А Церковь Швеции в 2017 году призвала духовенство отказаться от использования местоимения мужского рода по отношению к Богу и принять гендерно-нейтральное обозначение, так как Божественная природа вне гендерных рамок и определений.

Русская православная церковь выступила против подобных инициатив. Так, зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил: «Нам, христианам, известно, что Бог воплотился в мужском поле. <…> Священные тексты неприкосновенны, это аксиома для многих религиозных традиций, включая и нашу».

Религиоведка Липп Япинга в книге «Феминизм и христианство» резюмирует: «Люди описывают Бога в феминных терминах не потому, что Бог действительно женщина, но потому, что феминные или материнские качества отражают их опыт переживания Господа. То же самое относится к маскулинным или отеческим образам Бога. Не стоит путать эти метафоры с реальностью Господа».

И что все это значит?

В Библии действительно есть места, говорящие о слабости, глупости, греховности женщин и их неспособности по-настоящему понять послания Бога. Однако исследователь_ницы Библии и теологи_ни обращают внимание на то, что некоторые из этих мест могли быть проинтерпретированы неверно. Например, многие считают Еву «подчинённой» Адама, так как она была создана как «помощница» ему. Однако анализ оригинала этого отрывка из Бытия показывает, что описывающее Еву ивритское слово обозначает именно равную помощницу.

Также в Библии есть отрывки, противоречащие сексистским высказываниям на касающиеся женщин темы. Так, апостол Павел в разных местах то говорит, что женщины должны молчать в церкви, то упоминает, что они имеют право «пророчествовать».

А некоторых «аргументов», которые используют религиозные противни_цы гендерного равноправия, в Библии и вовсе нет. Так, в священном тексте ни разу не упоминаются аборты.

Библия — сложная и противоречивая книга, понимание которой зависит от интерпретации. Как отметила Светлана Толстова в книге «Женщина и церковь», «Основываясь на одних текстах, христиане признают Иисуса Мессией, а иудеи — нет».

В тексте мы не дали исчерпывающих ответов на все вопросы, касающиеся роли женщины в христианстве, но попытались показать, что Библия неоднозначна и разнообразна.