Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Суд в Казахстане арестовал анархиста Дениса Козака на год из-за того, что Россия объявила его в международный розыск и требует его экстрадиции. До этого, 28 февраля 2022 года, в аэропорту Еревана задержали российского активиста Никиту Каменского. В России он находится в розыске по уголовному делу по статье о «вандализме» за антивоенные граффити. C начала войны и массовой эмиграции уже несколько активисто_к, выступавших против российской агрессии, были задержаны за рубежом. Разбираемся, как устроена выдача российских активисто_к из разных стран.
«Сегодня сяду на трое суток, дальше — экстрадиция»
9 февраля в Алматы в Казахстане задержали объявленного в розыск в России активиста Дениса Козака. 19-летнего анархиста российские власти обвиняют в публичном оправдании терроризма из-за комментариев в ВК о студенте Михаиле Жлобицком, взорвавшем себя в здании управления ФСБ по Архангельской области в 2018 году. Козак покинул Россию в сентябре прошлого года, до этого в его квартире провели обыск.
Козак в своем телеграм-канале говорил, что он — создатель небольшой группы в ВК Russian Syndicalism (почти три тысячи подписчи_ц) и администратор группы Anarcho news (32 тысячи подписчи_ц). После начала полномасштабного вторжения активист планировал запустить антивоенный проект, о котором на тот момент не рассказывал публично.
«К идейным добровольцам или людям с меркантильной мотивацией на стороне Путина у меня особой жалости нет»
Как анархист из России воюет на стороне Украины
«3-го апреля я набрал людей для этого проекта, а 4-го — меня уже задержала ФСБ, отправив на допрос. На допросе я заявил, что “придерживаюсь социалистических убеждений”, что “теракт я не поддерживаю, поскольку этим нельзя ничего добиться”, и что “Жлобицкого, как своего товарища, я уважаю”. Дальше я воспользовался 51-й ст. Конституции РФ (имею право не давать показания)», — писал Козак в своем канале.
На допросе анархисту показывали скриншоты из его пабликов и комментарий про Жлобицкого. Давать пароль от социальной сети ВК он отказался, после чего сотрудник полиции спросил: «Ты что, чувствуешь нашу слабость, нашу доброту по отношению к тебе?». Козак ответил:
Я не принимаю ни вашей доброты, ни вашей слабости
При обыске дома у активиста изъяли несколько книг, одна из которых — «Германия завтраКнига известного немецкого социалиста националистического толка, написанная до начала Второй Мировой войны и предсказывающая поражение Германии в ней.. Структура немецкого социализма» Отто Штрассера и ноутбук. Изначально дело вел адвокат, нанятый отцом Козака. Он пытался уговорить активиста признать вину, а когда Денис отказался, дал признательные показания от его имени.
"Когда мой отец приехал к нему разбираться, дескать, “что ж ты сволочь врешь, говорил, что вытащишь”, адвокат не растерялся и сообщил: “Понимаете, я хотел ему помочь, правда! Но представляете… ваш сын состоит в Правом сектореИзначально неформальное объединение активисто_к украинских националистических ультраправых организаций, образовавшихся в ходе «Евромайдана».!”", — писал Денис.
После этого анархист полгода провел под подпиской о невыезде и уехал из страны, узнав, что его могут перевести в СИЗО.
Последние сообщения в его канале датируются 9 февраля 2023 года:
«Меня задержали, в общем. По розыску. Еду в полицию местную. Ночью, по всей видимости, уже не выйду. Сегодня сяду на трое суток, дальше — экстрадиция. Телефон дали для звонка, плюс решил написать вам.
Не бойтесь бороться. Мы победим. Мы выстроим новый мир, в котором никому не придется сидеть и умирать. Единственное, что вы можете сделать — снести режим. И тогда мы будем свободны. Все. И я в том числе. Главное — верить! Всем пока, спасибо за помощь. Вы — лучшие!»
«Я анархистка, и мои взгляды не поменялись за эти годы»
Пять лет преследований, три ареста, два приговора — DOXA поговорила с Анастасией Сафоновой, фигуранткой дела о баннере «ФСБ — главный террорист»
Денис Дживага, правозащитник из Казахстана, юрист "Бюро по правам человека", утверждает, что активист подал заявление на получение статуса беженца в стране:
«Как только его задержали, мы нашли ему адвоката и решили обратиться за статусом беженца. Если он его получит, это гарантия его невыдачи в Россию. До этого он не подавал на этот статус, потому что, видимо, надеялся, что ему будет здесь безопасно. Козак держится сдержанно, как передает адвокат. Он грамотный парень и понимал, за что его задерживают».
До этого, в конце 2022 года, Казахстан выдал России бывшего майора ФСО Михаила Жилина. Также страна арестовала, но отпустила журналистку Евгению Топорову. В России девушке предъявили обвинение по статье о «дискредитации» российской армии. Согласно договору между странами, арестовывать можно только по тем статьям, которые есть и в Казахстане, поэтому ее отпустили, объясняет Дживага. Сейчас Топорова не может покинуть Казахстан, потому что она в розыске.
Еще один случай задержания российского активиста в стране СНГ произошел в Армении 28 февраля 2022 года. В аэропорту Еревана задержали Никиту Каменского, которого в России разыскивают по уголовному делу о «вандализме» за антивоенные граффити. В первый раз Никиту задержали и допросили в Москве в июле 2022 года. Тогда на него составили протокол по статьям о «дискредитации» армии России (часть 1 статьи 20.3.3 КоАП) и мелком хулиганстве (часть 1 статьи 20.1 КоАП). На следующий день молодого человека отпустили, но через сутки провели обыск в квартире и переквалифицировали дело на статью о вандализме (часть 1 статьи 214 УК). Известно, что после задержания в аэропорту Еревана Никиту несколько часов продержали в отделении полиции и отпустили под подписку о невыезде из Армении. Делом занимаются российские и армянские правозащитни_цы, дальнейшая информация пока не разглашается.
По словам Дживага, единственный выход для Топоровой, Козака и Каменского — привлечение внимания международного сообщества и переговоры с властями.
«Даже если в подаче на беженство откажут, можно обжаловать решение и использовать это время для дальнейших переговоров», — говорит правозащитник.
Как и почему могут разыскивать россиян_ок за рубежом?
«Россия имеет право объявлять людей в межгосударственный розыск, который действует в рамках стран СНГ. Исходя из этого, страны СНГ менее безопасны для россиян, поэтому иногда происходят задержания», — объясняет основательница проекта «Ковчег» Анастасия Буракова. В Содружество, помимо России, входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Узбекистан.
Существует три вида розыска: федеральный — внутри России, межгосударственный и международный по базе ИнтерполаСокращенное от английского International Criminal Police Organization — Международная организация криминальной полиции.. Последний отказывает в розыске людей по политически мотивированным делам, поэтому единственной возможностью для российских властей найти антивоенн_ую активист_ку за рубежом остается межгосударственный розыск, соглашение о котором работает в странах СНГ. Однако при задержании в странах Европы можно избежать выдачи в Россию даже при не политически мотивированном деле.
Например, Швейцария отказалась выдавать Олега Шигарева, которого в России обвиняют в хищении 50 миллионов франков. Он отрицает все обвинения и говорит, что в России у него «нет шансов на справедливый суд». В прошлом году Шигарев ударил себя ножом в живот в знак протеста против возможной выдачи, а потом объявил голодовку. С начала полномасштабной войны Швейцария решила не выдавать Шигарева: «С выходом России из Совета Европы будет утрачена важная институциональная основа, гарантирующая независимый надзор за соблюдением прав человека в этой стране. На этом фоне Швейцария приостановит процедуру оказание правовой помощи России до дальнейшего уведомления», — заявили в Министерстве юстиции Швейцарии.
Чем теснее политическая связь между странами, тем плотнее общаются их спецслужбы, рассказывает адвокат Евгений Смирнов, сотрудничающий с правозащитной организацией «Первый отдел». По его словам, чем больше страна зависит от России, тем сильнее в нее проникают российские спецслужбы. Именно поэтому не считаются безопасными те страны, с которыми Россия находится в различных союзах — СНГ, ОДКБОрганизация договора о коллективной безопасности, ШОСШанхайская организация сотрудничества и прочие.
«Путин должен ответить за свои преступления не только в Украине, но и в Армении»
На чем основано российско-армянское военное сотрудничество и почему ереван_ки вышли на протест против членства в ОДКБ
По его словам, после начала полномасштабного вторжения многие страны не хотят публично участвовать в политических преследованиях, проводимых со стороны России. Помочь человеку, задержанному вне России, можно только с помощью юристо_к и политического давления на власти страны, где находится человек, но каждый раз выбор стратегии должен происходить индивидуально.
Сразу же после задержания человека не могут отправить в Россию: он должен пройти процедуру депортации, решение о которой принимает суд
«Пока идет рассмотрение вопроса о депортации, человек содержится на территории страны, которая рассматривает запрос», — объясняет основательница «Ковчега» Анастасия Буракова.
Во время, пока идет рассмотрение этого вопроса, повлиять на решение суда можно с помощью международной адвокации, которая помогает объяснить представитель_ницам других стран, что такое политически мотивированные дела в России и какие статьи и методы используют для репрессий власти. Чтобы получить такую помощь, можно обращаться в Парламентскую ассамблею Совета Европы, в ООН и другие международные организации, привлекать к переговорам третьи страны, объясняет Буракова.
Как активист_ки выбирают, куда выехать из России?
У людей, находящихся под угрозой уголовного преследования в России, часто нет возможности уехать в страны ЕС, которые правозащитни_цы считают более безопасными. Поэтому бежен_ки уезжают туда, куда есть шанс попасть быстрее или куда позволяют документы.
Координатор московского отделения движения «Весна» Глеб Кондратьев рассказывает, как они вывозили своих активисто_к: «Если есть деньги, загранпаспорт, визы или возможность их получить, то можно ехать куда угодно. Если есть загран, но нет визы, то Грузия, Армения и Турция — тут большое сообщество эмигрантов, есть на кого положиться и кто может помочь. Плюс в этих странах долго можно находиться без визаранов. Если нет заграна — только Армения, это единственная относительно безопасная страна, куда можно по внутреннему паспорту».
По его словам, если выбирать из безвизовых для россиян_ок стран, то безопаснее всего ехать в Грузию, а из европейских чаще всего едут в Германию, Польшу и Литву, так как больше всего шансов получить туда гуманитарные визы.
«В Германии государство хорошо относится к русским политэмигрантам, в Польше и Литве еще и дешево жить. Из неочевидных вариантов — Южная Америка: Аргентина или Уругвай. Виза не нужна, очень дешево, все можно, почти либертарианский рай, но далеко и маленькая диаспора. В Европе и США, конечно, безопаснее, чем в других странах. Все боятся, что небезопасно может быть в странах ЕАЭСЕвразийский экономический союз, но пока никого не выдавали и не депортировали», — говорит координатор.
- Если вы подозреваете, что вам может быть опасно находиться на территории СНГ и у вас нет загранпаспорта, сделайте его как можно быстрее. За получением документа можно обратиться в посольство России в конкретной стране. Это позволит быстро выехать при возникновении проблем.
- Узнайте, какие есть местные правозащитные организации. Их поддержка пригодится, если понадобится юридическая поддержка и огласка.
- Если есть возможность, рассмотрите вариант переезда в страну, которая не выдает России антивоенных активисто_к и не сотрудничает с ее властями. Один из таких вариантов — получение гуманитарной визы.