Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
В июле 2023 года вступил в силу закон, который позволяет региональным властям самостоятельно решать, как обращаться с бездомными животными. В ноябре больных и «социально опасных» животных разрешили убивать в Бурятии. Позже аналогичные законы приняли еще в четырех регионахАстраханская область, Республика Алтай, Магаданская область, Забайкальский край..
Корреспондентка DOXA съездила в Улан-Удэ и провела день вместе с волонтер:ками, которые вывозят собак в другие города.
Фото: DOXA
Две тысячи собак, -25 градусов
«Мы вообще кошатники, но тут не выбираем, — рассказывает Катя, волонтерка фонда «Собака счастья», пока мы едем в приют для животных на юге Улан-Удэ. Катя воспитывает двух дочерей, но из-за дел в фонде не всегда успевает вовремя забирать их из школы и детского сада. — Я вот уволилась недавно. Работала на авиационном заводе, проверяла договора, но раз такая ситуация… Пока все не уляжется, решила уволиться».
В середине декабря фонд «Собака счастья» подал иск об отмене закона об усыплении животных. Первое заседание прошло 16 января, сейчас суд изучает материалы дела. «Мы боимся сглазить, но динамика положительная», — говорят в фонде.
Катя по пути рассказывает: «Как сюжеты [о суде] вышли, у нас пошли негативные комментарии. И от догхантеров, и от обычных жителей. Всякую гадость пишут: “Пусть на них нападут. Да их детей [собаки] не трогали”». По радио Андрей Губин поет «Зима-холода». За окном минус 25, сегодня солнечно.
Сегодня вечером одиннадцать собак уедут из приюта в Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Завтра утром — еще пять. Новых хозяе:к для них фонд находит в соцсетях: выкладывают фото животных и созваниваются с подписчи:цами, которые откликаются на пост. Потом волонтер:ки едут в приют и по фото ищут собак, которых готовы забрать.
На подъезде к приюту оказывается, что мы с Катей обе побаиваемся собак. На Катю в детстве тоже нападали дворняжки. И не только в детстве. «Вот вторую дочку родила, пошла в магазин.
На меня вылетел алабай здоровенный. Он меня завалил, там люди успели вовремя
Но я же осознаю, что агрессия собаки от воспитания зависит: били ли ее, кормили ли? Какие люди с ней были?» — объясняет волонтерка.
«Кличек нету, только цифры»
На санскритеОдин из языков Индии и язык классической индийской литературы. «Ананда» означает «счастье». Так называется самый большойКак рассказывают волонтерки, приют строили с частью государственных инвестиций. Сейчас это частное учреждение, которое может претендовать только на грантовое финансирование от государства. питомник в Улан-Удэ: в сотне вольеров «Ананды» сейчас живут около двух тысяч бездомных собак. На каждом вольере красным или синим цветом написан номер, на некоторых приклеены листки с пометкой: «Закрывай двери» — или названиями городов, куда уедут питомцы. Некоторых собак держат на цепи в будках. Уставшие от холода, они скулят и еле машут хвостами.
Из щелки деревянной будки выглядывает коричневая мордочка с биркой 12449. Глаза на ярком солнце блестят, как яшма. В пяти метрах на будке лежит другой пес — он совсем тихий, левый глаз еле открывается. У хвоста валяются две мертвые мыши.
— У них есть имена? — спрашиваю у Кати, пока та ищет фото собаки в телефоне.
— Нету, только цифры. Бирка на ухе, — объясняет она.
— А с ними гуляют?
— Накормить бы всех…
«Кормят их здесь по-разному, — продолжает Катя. — Либо корм запаривают в бульоне, либо каша варится мясная: геркулес и трахеи, рубец. Сейчас оплатим корм из денег, которые собрали от кураторов.
Чтобы прокормить такое количество собак, нужно примерно 200 тысяч рублей в день
Сейчас их [собак] две тысячи, а [до вывоза в другие города] было три».
Стоит гул от лая. За Катей увязывается пес, встает на задние лапы и обнимает девушку. «Ты меня не отпускаешь? Ну ладно, постоим. Ой, как нежится, нежится. Ну все, Стелла, я тут остаюсь, я себе мужика нашла. Или это девочка?» — обращается Катя к другой волонтер:ке.
«Куда ты забираешь моих собак? Чтобы их там ебнули?»
За час Стелла и Катя находят больше половины собак, которые сегодня уедут из Бурятии. Волонтерки надевают на животных зеленые ошейники и записывают видео для новых хозяе:к, чтобы те узнали собак на вокзале.
Чтобы согреться, мы заходим в деревянный дом у ворот приюта. Небольшой предбанник переходит в кухню — здесь сканируют чипы собак, пьют чай и курят у печи. Здесь же висит ящик для пожертвований, на нем надпись: «Мне глаза твои снятся ночью, что помочь тебе не смогла. Не вмешалась в судьбу собачью. Пожалела, но не взяла».
На кухне с котом на коленях сидит Азиза Рахимова (Имя изменено по просьбе героини. — DOXA), управляющая приютом. «То, что щас происходит, это будет для нас… Этот ад длится вечноДо принятия Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» в 2018 году в Бурятии умерщвляли бездомных собак.. Сверху установка дана уже. А если еще другие регионы это все начнут [примут законы об усыплении], куда везти собак? В Хабаровске тоже щас эта хуйня рассматриваетсяЖитель:ницы Хабаровска опубликовали петицию с просьбой принять закон об умерщвлении бродячих собак.», — вздыхает Азиза. «Куда ты забираешь моих собак? Чтобы их там ебнули?» — полуиронично обращается управляющая к волонтеркам.
«Еще на моих кошек кто-то стал покушаться», — продолжает Азиза. На кухне живут собака Чуча и три кошки. Одна из них прячет мордочку в варежку, пока Азиза смеется: «Да это вообще мои личные, они на балансе приюта не стоят. Вот молодцы!
А может, меня еще заберете, пристроите?
Телефон Азиза разрывается от сообщений и звонков.
Азиза Рахимова управляет приютом с весны 2022 года. Она тоже зоозащитница, раньше руководила другим фондом помощи животным. Летом, когда у приюта закончились деньги, Азиза стала вкладывать в «Ананду» свои сбережения. А чтобы собак не убили, управляющая переписываетБездомные собаки остаются муниципальной собственностью до тех пор, пока они не переписаны на физических лиц и не сняты с баланса муниципалитета. их на себя: закон разрешает усыплять только «безнадзорных» животных. Последние месяцы женщина практически живет в приюте.
Пока Азиза ищет сканер для чипов, в прихожую заходит парень лет двадцати и сообщает, что одна собака сбежала.
— Ты у меня будешь отвечать за сохранность собак, — строго говорит управляющая.
— Ого! Ладно…
— Щас каждый день будут волонтеры собак забирать. Вот кто проебал собаку, тот и будет штраф пять тысяч платить.
Лисичка и белолапка: две собаки, которые поехали к новым хозяй:кам
На кухонном столе лежат бланки в файликах — заявления о передаче собак новым хозяй:кам. На их заполнение уходит больше часа. Пока Катя занимается бумагами, ей в капюшон садится один из котов Азизы. «Релакс, релакс, рабочий момент», — смеются сотрудницы приюта.
Дверь на кухню спиной открывает девушка лет двадцати пяти. «Проходим! Давай-давай заходи, не ссы. Заходи, целее будешь», — обращается она к собаке, которую называет Лисичкой. «А придержите дверь кто-нибудь? Я принесла Лисичку. Она мохнатая, как чау-чау, правда же?» — продолжает девушка.
Лисичка замотана в махровое полотенце. Сегодня вечером она уезжает в Благовещенск.
Че, поехала? Поехала, братуха. Ладно, давайте, удачки вам
— сотрудница приюта обнимает собаку на прощание. Для отправки Лисички остается отсканировать чип и записать его номер в таблицу. Азиза пытается считать чип, но не получается.
— Ты такая ласковая девчонка. Лисичкой тебя назвали. Какой она другой-то стала, — говорит Азиза.
— А была какая? — спрашивает волонтерка.
— Ты же худая была, — обращается Азиза к Лисичке. — Вы же тут сдыхаете все у нас, что, забыли? Моя хорошая, сегодня уже поедешь в поезде. У меня мозг скоро расплавится просто…
Я хочу взять животное из приюта или с улицы. Они «сложнее» породистых? К чему мне готовиться?
Отвечаем на главные вопросы о выборе и адаптации «приемных» питомцев вместе с их владел_ицами, волонтеркой приюта и зоопсихологом
Параллельно волонтерка пытается узнать, есть ли в «Ананде» короткошерстные собаки: «Еще на маленькую есть запрос. Сказали, примерно с таксу размером. Может, чуть-чуть побольше, но не огромная, в общем. На Свердловскую область. Я одну сфоткала, но не знаю, великовата она будет».
— Че, у вас там вольер освобождается? — обращается к волонтерке сотрудница приюта.
— Да, вот белолапку уже, считай, забрали. 13-й, потом 23-й [вольер] полностью освободили.
Хазар: пес, который нашелся
— Азиза, там по твою душу, — зовет сотрудница.
— Кто?
— Ну выйди, посмотри.
В прихожей парень лет 25 обнимает большого пса, похожего на ретривера. «Ананда» — третий приют, в который он приехал за январь. «Нашел!
Мы в отпуск уехали, а пса кормил сосед отца. Кормил-кормил, а на второй день говорит: собаки нету
Мы сначала думали, что нашли его в “ВозрожденииПриют для животных в 30 километрах от Улан-Удэ.”, а оказалось, это не он», — рассказывает хозяин.
— Мальчик или девочка? — спрашивает одна из сотрудниц приюта.— Мальчик. Тяжелым стал…
— Как на курорте побывал. Еще бы немножко, и уехал бы он куда-нибудь: в Новосибирск, Казань, Москву…
— Ну че, испугался, Хазар? Все, теперь ты это, без потомства остался. Будешь знать, как убегать из дома.
— Зато он теперь покладистым будет.
Пес прячет морду в колени хозяина, пока тот оформляет документы. Хазара считали пропавшим с октября, за месяц до того, как в регионе разрешили умерщвление собак.
Волонтерка рассказывает, что в приютах много собак, которых после пропажи не искали хозяй:ки. У таких животных еще сохранились ошейники: «У нас почему-то норма, что можно отпускать собаку гулять где-то за воротами. А когда их отлавливают [службы], хозяева не идут за ними [в приют], а берут вторую собаку». Так что Хазару повезло.
Поезд Улан-Удэ — Хабаровск
Вечером мы с волонтерками снова встречаемся на вокзале. Из трех машин девушки выводят 11 питомцев. Рук не хватает, поэтому мне дают двух небольших собак. Одна из них крутится и запутывает поводок.
— Всего сколько у вас собак? — обращается сотрудница РЖД к Стелле.
— Ой, вспомнить бы еще… Одиннадцать.
Около девяти вечера волонтеркам открывают специальный вход, чтобы с собаками не пришлось проходить через металлодетекторы. Сотрудница РЖД кивает коллеге на пса, которого несут на руках: «Смотри, это я на работу иду». На перроне животных встречают два проводника почтово-багажных вагонов. Волонтерки переговариваются:
— Все уши отморозила нахер.
— Какая-то кипишная отправка в этот раз.
— А они, видимо, самые страдальцы остались.
«Игорь, пойдем, я тебе корм отсыплю», — обращается проводница в меховой шапке к коллеге, который будет следить за собаками в дороге. Волонтерки смеются и возвращаются к машинам. В пять утра у них снова поезд.
6 февраля в Улан-Удэ пройдет второе заседание суда по иску от фонда «Собака счастья». Если вы живете в Бурятии, команду и волонтеро:к фонда можно поддержать лично.
Обновление от 25.01.2024. Суд состоится 6 февраля, ранее мы указали неверную дату — 8 февраля.
А если возможности приехать на суд нет, вы можете отправить пожертвование. Деньги нужны на покупку корма, ошейников, вакцинацию, оплату передержек и перевозку.
По номеру карты: 2202 2032 5608 4080 (Екатерина Павловна К.)
По номеру телефона в Системе быстрых платежей (СБП): +7-999-603-23-60 (Альфа-Банк)
Приюту «Ананда» тоже можно помочь финансово:
По номеру карты: 2202202351135714 (Ирина Александровна Т.)
По номеру телефона в Системе быстрых платежей (СБП): +79169107462 (Сбербанк)