Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
29 марта в Екатеринбурге задержали корреспондента The Wall Street Journal Эвана Гершковича. На следующий день его доставили в Москву, где Лефортовский суд арестовал журналиста на два месяца. Этот случай стал первым арестом иностранного журналиста в России после окончания холодной войны.
DOXA восстанавливает хронологию дела и рассказывает, что известно о закрытом судебном процессе 30 марта.
Как задержали Эвана Гершковича и что ему вменяют?
29 марта около четырех часов дня в екатеринбургском ресторане Bukowski Grill на улице Карла Либкнехта силовики в гражданском задержали и отвели в микроавтобус человека. По словам очевидца, «на его голову натянули свитер — так, что прохожим не было видно лица». Примерно в это же время журналист The Wall Street Journal Эван Гершкович, по словам его знакомого в Екатеринбурге, перестал выходить на связь. Это подтверждает и его профиль в телеграме: в последний раз он был в сети 29 марта.
На следующее утро после исчезновения журналиста ФСБ сообщила, что пресекла «противоправную деятельность аккредитованного при МИД России корреспондента» The Wall Street Journal Эвана Гершковича. В ведомстве утверждают, что журналист «осуществлял сбор сведений, составляющих государственную тайну, о деятельности одного из предприятий российского военно-промышленного комплекса». Тогда же против американца возбудили уголовное дело о шпионаже — ему грозит до 20 лет лишения свободы.
При этом ни ФСБ, ни официальные лица не комментируют, в чем заключалась шпионская деятельность Гершковича. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что журналист «был задержан с поличным». А по утверждению представительницы МИД Марии Захаровой, «то, чем занимался в Екатеринбурге сотрудник американского издания The Wall Street Journal, не имеет отношения к журналистике».
Так чем же журналист занимался в Екатеринбурге?
Гершкович работает в России около шести лет. В последние месяцы он жил в Лондоне, но регулярно ездил в Россию в командировки. Главред издания «Вечерние ведомости» Владислав Постников в своем телеграм-канале отметил, что журналист приезжал в Екатеринбург 16 марта: «Как он объяснял мне, для того, чтобы поговорить на тему истории Свердловской области как центра российской “оборонки”». В разговоре с Постниковым Эван сказал, что не боится писать на тему войны в Украине, оставаясь в России, так как он не нарушает закон и действует в рамках журналистских стандартов.
Перед поездкой в Екатеринбург 29 марта Гершкович также общался с журналистом из Екатеринбурга Дмитрием Колезевым. По его словам, американский корреспондент спрашивал контакты местных журналисто_к, руководства «Ельцин Центра», пресс-секретаря компании «Сима-ленд», организующей патриотические акции. В разговоре Гершкович интересовался всем, что связано с «ЧВК Вагнер». Также у него была идея поговорить с людьми, работающими на оборонных предприятиях, об их отношении к войне. «Как я понимаю, он надеялся на улице поймать кого-нибудь у проходной УВЗУралвагонзавод — корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. в Нижнем Тагиле или ОКБ “Новатор” Опытное-конструкторское бюро «Новатор» — разработкой крупнокалиберных артиллерийских систем противовоздушной обороны, а также другим вооружением и военной техникой. в Екатеринбурге», — пишет Колезев.
О вопросах Гершковича, связанных с «ЧВК Вагнер», говорил и депутат Заксобрания Свердловской области от «Единой России» Вячеслав Вегнер. В интервью ТАСС он заявил, что журналист задавал «вопросы, связанные с оборонно-промышленным комплексом Екатеринбурга», упоминая при этом ОКБ «Новатор». Также, по словам Вегнера, Гершкович интересовался его связями с главой «ЧВК Вагнер» Евгением Пригожиным.
Встречу Гершковича с Вегнером подтверждает и журналист Владислав Постников. По его словам, после нее Гершкович планировал ехать в Нижний Тагил на машине помощника депутата.
Ресторан Bukowski Grill, в котором предположительно задержали журналиста, находится в соседнем с Музеем истории Екатеринбурга здании. По словам Владислава Постникова, последним сообщением он рассказал Эвану Гершковичу о том, как директор музея Игорь Пушкарев, прежде обвиненный в «дискредитации армии», выиграл суд, добившись отмены административного штрафа. Это дело интересовало американского корреспондента, поскольку его возбудили по просьбе главы «ЧВК Вагнер» Евгения Пригожина, адресованной мэру города Алексею Орлову. В письме, где содержалась эта просьба, Пригожин утверждал, что бывший журналист Znak.comРоссийское интернет-издание, основанное в Екатеринбурге. Закрылось после начала войны в Украине. получал информацию «от действующих агентов американской и британской разведки, а также от их агентов влияния».
Журналист Роман Супер, общавшийся с Гершковичем, отмечает, что «все последние годы работы в России в каждой командировке его [Гершковича] сопровождали сотрудники ФСБ». При этом наблюдение за американским корреспондентом стало обыденностью:
«Никто ни от кого не скрывался. <…> Гершкович едет в такси брать интервью у героя — за ним машина с наблюдателями; Гершкович едет в кафе — за ним машина с наблюдателями; Гершкович едет спать в гостиницу — за ним наблюдатели. Это давно стало нормой. Нормой было и то, что по прилете в Россию у него каждый раз брали на проверку телефон».
«Кампания нужна, чтобы о политзаключенном говорили всегда, а не только если с ним что-то происходит»
Участни_цы группы поддержки создателя «Протестного МГУ» Дмитрия Иванова — об устройстве кампании, реалистичных целях и напряжении в команде
DOXA также взяла комментарий у друга Эвана Гершковича. По его мнению, журналисту могли специально передать информацию, чтобы затем использовать этот факт в суде. «Насколько я понял, у него не заладилось расследование, поэтому он уехал [в первый раз]. Потом ему сказали приезжать, потому что есть информация. Я думаю, он за этим поехал [во второй раз]. Еще был такой момент, что Песков заявил “его взяли с поличным”. Возможно, ему специально передали что-то, чтобы использовать это в суде».
Почему о суде над журналистом почти ничего не известно?
30 марта, на следующий день после задержания, Гершковича перевезли из Екатеринбурга в Москву, где Лефортовский суд заключил его под стражу до 29 мая. В комментарии DOXA друг американского журналиста заявил, что ему ничего неизвестно о судебном процессе, а с самим Эваном ни у кого из близких нет связи.
Перед доставлением Эвана в Лефортовском суде прошла эвакуация. На заседание по мере пресечения не был допущен адвокат журналиста Даниил Берман. Сначала в канцелярии ему сказали, что «материала по делу Гершковича нет». Позже судебный пристав запер дверь, заявив, что у журналиста «уже есть адвокат».
Сейчас Эван Гершкович находится в следственном изоляторе «Лефортово», который неформально считается подведомственным ФСБ. В нем, среди прочих, содержатся обвиняемые по статьям о госизмене и шпионаже. К примеру, в «Лефортово» сидели обвиненные в госизмене журналист Иван Сафронов и ученый Валерий Голубкин. Правозащитни_цы регулярно жалуются на то, что сотрудни_цы СИЗО запрещают им общаться с арестованными.
«Большую часть происходящего мы узнавали из новостных источников. Связи с ним все это время не было и все еще нет. Пообщаться с ним еще никому не удалось», — рассказал DOXA друг Эвана Гершковича.
Почему российские власти могут быть заинтересованы в возбуждении дела о шпионаже?
По мнению независимых журналисто_к и юристо_к, Гершковича, вероятно, задержали, чтобы затем обменять на задержанных в США россиян_ок. Заместитель главы МИД Сергей Рябков заявил, что вопрос об обмене корреспондента сейчас не стоит: «Я вообще не стал бы вопрос в этой плоскости сейчас ставить, потому что сами понимаете, что некие обмены, которые имели место в прошлом, они происходили по людям, которые уже отбывали наказание. Посмотрим, как дальше разовьется этот сюжет». Песков в то же время добавил, что не располагает никакой информацией.
Жестокое задержание, год судов и до 22,5 лет за неудавшийся политический суицид
Рассказываем о деле Антона Жучкова и Владимира Сергеева
Член ОНК по Москве Иван Мельников, специализирующийся на возвращении граждан_ок России, в комментарии «Коммерсанту» предположил, что если американские власти выступят с инициативой об обмене Гершковича, то российская сторона сможет потребовать освобождения сразу нескольких россиян.
Александра Винника — в 2022 году Винника экстрадировали из Греции в США по обвинению в создании биржи криптовалют BTC-e, через которую, по версии следствия, отмывались деньги.
Дмитрия Украинского — в 2019 году Украинского экстрадировали из Таиланда в США по обвинению в кибермошенничестве и отмывании денег.
Романа Селезнева — в 2014 году Селезнева арестовали на Мальдивских островах по обвинению в кибермошенничестве. Его приговорили к 27 годам тюрьмы.
Владислава Клюшина — в 2021 году Клюшина задержали в Швейцарии, после чего экстрадировали в США. Его обвиняют во взломе американских компьютерных сетей с целью получения и продажи секретной внутренней информации о многочисленных компаниях.
Журналист Андрей Захаров при этом считает, что Эвана Гершковича арестовали, чтобы пополнить обменный фонд и вернуть задержанных в январе Людвига Гиша и Марию Мейер. Они въехали в Словению по паспортам Аргентины, а сами якобы родились в Намибии. Как утверждается, пара занималась доставкой денег для российских агентов и «разведчиков-нелегалов». За несколько дней до задержания Гершковича The Guardian писал, что российская сторона готова к их обмену.
При этом адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов в комментарии «Вёрстке» заявил, что в деле Эвана не стоит поддаваться излишнему оптимизму: «В России сейчас находится слишком много людей, которых надо обменивать. Возьмем того же Кара-Мурзу: он гражданин другой страны, у него ужасное состояние здоровья. Задержанных иностранцев очень много и больше, чем публично известных задержанных россиян в других странах».
Как на уголовное дело отреагировало международное сообщество?
Редакция The Wall Street Journal в своем заявлении отметила, что администрация президента США должна рассмотреть «возможность дипломатической и политической эскалации» в ответ на задержание журналиста.
«Высылка посла России в США, а также всех российских журналистов, работающих здесь — это минимальные меры, которых стоило бы ожидать. Первая обязанность правительства США — защитить своих граждан, и слишком многие правительства сейчас считают, что они могут безнаказанно арестовывать и сажать американцев», — заявили в WSJ.
К требованию освободить журналиста также присоединились крупнейшие медиа — Bloomberg, POLITICO, The New York Times и The Washington Post.
«Мы глубоко обеспокоены тем, что в России задержан Эван Гершкович, уважаемый репортер The Wall Street Journal, освещавший события в России честно и точно — в то время, когда миру нужна надежная информация. Задержание Эвана — это попытка оказать давление на независимую журналистику и лишить общественность важных новостей. Мы призываем к немедленному освобождению Эвана», — говорится в обращении изданий.
Джо Байден коротко прокомментировал задержание журналиста: «Отпустите его». В то же время президент заявил, что в Белом доме пока не рассматривают высылку из страны российских дипломато_к и журналисто_к. Позднее Госдепартамент США выпустил обращение, в котором призвал всех своих граждан_ок покинуть Россию.
Арест американского журналиста также осудил глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель. «Журналисты должны иметь возможность свободно заниматься своей профессией и заслуживают защиты. Российские власти в очередной раз демонстрируют свое систематическое пренебрежение свободой СМИ», — заявил он в своем твите.
Когда в последний раз иностранного журналиста задерживали в России?
Задержание Эвана Гершковича — первый случай ареста иностранного журналиста на территории России после окончания Холодной войны.
В СССР американского журналиста в последний раз арестовывали в 1986 году. Тогда КГБ взял под стражу корреспондента агентства UPI и журнала U.S. News & World Report Николаса Данилоффа — также по обвинению в шпионаже. Корреспондента отпустили через несколько недель — после переговоров СССР и США.
Что можно сделать прямо сейчас?
Эвану Гершковичу можно отправить письмо по адресу: 111020 Москва, ул. Лефортовский Вал, 5, корп. 2, Эвану Гершковичу, 1991 г. р. Инструкцию о том, как написать письмо Эвану онлайн, вы можете найти здесь. Помните, что вне зависимости от того, доходит ли корреспонденция до адресата, она демонстрирует ФСИН и силовым структурам масштаб поддержки заключенного.
Подробнее о том, как писать политзаключенным, читайте в нашем гайде.