Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Классическая история на новый лад
Гильермо дель Торо перенес классический сюжет «Пиноккио» из Италии конца 19-го века в эпоху расцвета итальянского фашизма. В интерпретации мексиканского режиссера история деревянного мальчика стала антивоенной притчей, в которой «непослушание — это добродетель», как говорит сам Дель Торо.
Кто написал «Пиноккио» и зачем?
В оригинальной сказке «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», написанной Карлом Коллоди в 1883 году, тоже были заложены политические идеи автора.
Коллоди, ветеран двух итальянских войн за независимость, был ярким критиком монархического режима, установившегося в Италии после ее объединения в 1870-м году.
Какая мораль была у Коллоди?
Журналистка The Atlantic Анна Момильяно пишет, что «Приключения Пиноккио» воспринимали одновременно и как антибуржуазную критику, и как историю о «принятии компромиссов, которые сопутствуют государственному строительству».
В конце повести Пиноккио принимает правила взрослого мира: нужно работать и вести себя хорошо. «Мы можем прочитать историю Пиноккио как признание побежденного идеалиста в том, что его видение провалилось», — пишет Момильяно.
Но в фильме Гильермо дель Торо все по-другому.
Пиноккио как персонаж-символ
Однажды, выпивая с Дель Торо, писатель Габриэль Гарсия Маркес сказал, что Пиноккио (а также Тарзан, Шерлок Холмс и другие) — это персонаж-символ, историю которого можно интерпретировать как угодно.
Режиссер воспользовался советом: в его фильме Пиноккио не нужно меняться. Непослушание оказывается самой верной тактикой в эпоху, когда взрослые помешались на насилии и войне.
Отцы и дети
«Фашизм — это своего рода одержимость отцовской фигурой, очень агрессивной отцовской фигурой», — говорит Гильермо дель Торо.
В «Пиноккио» тема отношений отцов и детей тесно вплетена в историю становления фашизма. В такой перспективе ребенок, который решается пойти против родителя, из нарушителя превращается в героя.
Добродетельное неповиновение
Гильермо дель Торо развивает идею о добродетельном неповиновении, показывая ужасы, к которым приводит война. Ее трагические последствия проявляются в самых мелких деталях.
«Посчитайте, сколько ног у собак в фильме. Эти второстепенные герои, лишившиеся частей тела, напоминают зрителю, к чему приводит война», — рассказывает режиссер.
Пиноккио в России?
Хоть фильм и рассказывает об Италии первой половины прошлого века, заложенные в нем идеи не менее актуальны и сейчас.
Людям с опытом жизни в России идея «добродетельного неповиновения» особенно близка. Иногда наступают времена, когда взрослых лучше не слушаться.