Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Что такое «Смольный без границ»?
Программа бесплатных онлайн-курсов университетского уровня, которые читаются как на русском, так и на английском языках. По прохождении курса можно получить кредиты. Главная особенность курсов Смольного в том, что лекционный формат сводится к минимуму, а от студенто:к предполагается активное участие в парах.
В этот раз студент:кам доступны 22 курса на самые разные темы — от литературы и математики до психологии и цифровых гуманитарных наук (digital humanities). Из них 14 — курсы бакалаврского уровня длительностью в семестр, 1 магистерский курс и 7 мини-курсов продолжительностью от одного до двух месяцев.
Преподаватель:ницы составили подборку книг к каждому из своих курсов, чтобы вам было легче решить, куда вы пойдете учиться этой осенью. Все их советы — ниже. Заполнить заявку на семестровые курсы можно до 6 сентября, на мини — до 12–26 сентября, регистрация здесь.
Как устроен этот материал?1. Книги на русском
- История (карточки 2–3)
- Искусство: литература и визуальное искусство (4–8)
- Экономика (9)
- Политические науки (10–12)
- Когнитивные науки (13)
- Философия (14)
2. Книги на английском
- Математика (15)
- Кино (16–17)
- Социология и антропология (18–19)
- Политические науки (20)
3. Фильмы (карточки 21–22)
Совет Виктора Апрыщенко
Автор курса «Парадокс России: интеллектуальная история Российской империи» (на английском языке)
Сергей Плохий, «Потерянное царство. Поход за имперским идеалом и сотворение русской нации (с 1470 г. до наших дней)»
Вероятно, только историки могут сегодня объяснить все зигзаги имперского и национального прошлого/настоящего России. Гарвардский профессор истории Сергей Плохий предлагает взгляд на то, как складывалось имперское сознание в России и как формировалась идея нации.
Захватывая более пятисот лет, Сергей Плохий анализирует, как российские лидеры от Ивана Грозного до Иосифа Сталина и Владимира Путина использовали существующие формы идентичности, инструментализируя войну и территориальную экспансию для достижения имперского превосходства. Предметом анализа становятся политика, идеология, элитарная культура и массовое сознание. Работа написана профессиональным языком, доступным даже незнакомому с историческими фигурами читателю.
И второй совет Виктора Апрыщенко
Автор курса «Мировая история с 1300 года» (на английском языке)
Джаред Даймонд, «Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ»
Книга, опубликованная более 25 лет назад, все еще не теряет актуальности своей концепцией и фактами, призванными объяснить разные пути развития человечества. Ее охват поистине глобален — и в историческом, и в географическом масштабе.
Автор исследования отвечает на самый важный вопрос истории человечества после Ледникового периода: почему именно народы Евразии, а не других континентов изобрели и стали использовать наиболее разрушительные силы — ружья, микробы и сталь, — позволившие им утвердить свое присутствие по всему миру. Используя данные разных наук, включая антропологию, биологию, историю и химию, автор анализирует прошлое человеческих сообществ и предлагает глобальный взгляд на истоки современной цивилизации.
Совет Дениса Скопина
Автор курса «Введение в философию искусства»
Иммануил Кант, «Критика способности суждения»
Что такое красота? Абсолютна она или относительна? Почему мы считаем один предмет красивым, а другой страшным или безобразным? Определяется ли нашими личными предпочтениями то, что некий предмет прекрасен? Почему при определенных обстоятельствах мы видим красоту предмета, а при других остаемся к ней глухи? В работе «Критика способности суждения», которую обычно называют «Третьей Критикой», Кант дает ответ на эти вопросы.
«Третья Критика» считается самой сложной книгой, когда-либо написанной на немецком языке. Однако после того, как читатель проследует по лабиринтам кантовской мысли и сухого «канцелярского» стиля, его ожидает много любопытных открытий.
В частности, Кант делает удивительный для своего времени вывод: красота не свойство самого предмета, но возникает в нас как «переживание». При этом подобное переживание не чисто субъективное, и тот факт, что мы находим предмет прекрасным, не зависит от наших личных предпочтений.
Совет Марии Чернышевой
Автор курса «История исторической картины»
Фрэнсис Хаскелл, «История и ее образы: Искусство и интерпретация прошлого»
О началах визуального поворота в историческом воображении и знании захватывающе рассказывает знаменитая книга Фрэнсиса Хаскелла, блестящего британского историка искусства и культуры.
- Как возрастающее значение визуальных свидетельств в изучении прошлого связано со становлением истории искусства?
- Что собой представляли первые исторические музеи?
- Как визуализация истории, захватившая XIX столетие, коррелировала с новыми визуальными техниками, зрелищными формами, эстетическими вкусами и художественными приемами?
- Почему визуализация истории была неотъемлема от демократизации культуры в целом?
Совет Ларисы Муравьевой
Автор курса «Нарративы о травме в современной русскоязычной прозе»
Ренате Лахманн, «Лагерь и литература»
Как свидетельствовать о травматическом опыте? И что именно будет представлять из себя такое свидетельство? Немецкая славистка Ренате Лахманн пытается ответить на эти вопросы, обращаясь к литературной памяти о ГУЛАГе. На фоне прочих исследований травмы книга «Лагерь и литература» (2019) примечательна.
Ее отличает не только историческая фундированностьТо есть имеющая основания в историческом материале. или блестящий анализ лагерных свидетельств — от Шаламова и Солженицына до Евгении Гинзбург или Карло Штайнера. И не только оригинальная попытка совместить теории травмы с русскоязычной филологической традицией: например, Лахманн мастерски сближает теории коллективной и коммуникативной памяти с моделью «культурной памяти» Лотмана и Успенского или критически адаптирует концепцию «карнавального мира» Бахтина к опыту лагерной жизни.
В этой книге важно еще одно намерение. Вопреки ранним психоаналитическим подходам, толковавшим травму как событие, современные теории травмы обращаются с ней как с процессом. Травма имеет особую темпоральность: непроработанный травматический опыт после периода латентного действия возвращается в виде настойчивых повторений. Аналог этого принципа можно обнаружить и в культурных практиках: отсутствие рефлексии над «неудобным прошлым» затем возвращается в гипертрофированных и чудовищных формах.
Кажется, что именно на проработку прошлого ориентирована книга Лахманн, которая не просто изучает лагерную прозу, но пытается осмыслить, как знание о ней живет в настоящем и какое терапевтическое и аффективное воздействие она оказывает на современного читателя. Вопросы, которые поднимает Ренате Лахманн, звучат актуально сейчас, когда в современной автобиографической и автофикциональной прозе на русском языке все отчетливее ощущается потребность в свидетельских функциях и аутентичности.
И если травма — больше, чем персональный опыт, если мы вовлечены в травмы друг друга (Кэти Карут), то исследование литературы о чудовищном опыте ХХ века становится необходимым условием для того, чтобы понять, как работает современная литература.
Совет Натальи Федоровой
Автор курса «Междисциплинарные практики письма» (на английском языке)
Сэмюэл Батлер, «Едгин, или По ту сторону гор»
В момент пика внимания к искусственному интеллекту интересно подумать о других аспектах сознания, не связанных напрямую с интеллектом, которые могут быть освоены машинами. Можно ли ждать от машин того, что они будут верно считывать эмоциональное состояние человека? Да, если это будут машины, которые могут чувствовать.
Именно такие машины описаны в опубликованном в 1872 году романе-антиутопии английского писателя Самюэля Батлера «Едгин». Этот текст принято считать первым романом, рассматривающим как искусственный интеллект, так и искусственный эмоциональный интеллект. «Машины желания» Жиля Делеза и Феликса Гваттари вдохновлены именно этим романом.
Совет Галины Рымбу
Авторка курса «Документальная поэзия: политики памяти и “желание архива”»
Чарльз Резникофф, «Холокост»
Поэма «Холокост» основана на материалах Процесса Эйхмана в Иерусалиме и материалах из книги «Процессы над военными преступниками, предшествовавшие Нюрнбергским военным
трибуналам». Для создания «Холокоста» автор прочитал тысячи страниц судебных материалов. По его признанию, иногда из 1000 страниц он мог выбрать только один небольшой фрагмент свидетельских показаний, который затем подвергал поэтической обработке (разбивка на строки, сокращение и монтаж, замена некоторых слов для поддержания ритмической структуры).
Выбранные Резникоффым форма и способ анти-поэтического высказывания, делающие фигуру автора как бы невидимой, подчеркивают невозможность эстетизации свидетельств выживших, невозможность их превращения в «литературу». Он показывает сопротивление этого материала всем ранее известным способам «делать литературу».
В предисловии к русскоязычному изданию поэмы Илья Кукулин пишет: «Можно предположить, что за новаторской композицией “Холокоста” стояло убеждение Резникоффа: у такого события, как геноцид или массовое убийство, распределенного во времени и в пространстве, не может быть всезнающего свидетеля, имеющего доступ к событию в целом. <…> Читатель поэмы Резникоффа оказывается на позиции не судьи, но мета-свидетеля, то есть человека, который с момента чтения вступает в эмоциональные и интеллектуальные отношения с палачами и жертвами, которых он впускает на страницы своего произведения, но не может занять какую-то “всевидящую” или “объективную” позицию при помощи готового знания или готовой идеологии».
Но такая позиция «мета-свидетеля» и такой способ работы с документом не являются универсальными для всех форм документальной поэзии. Начиная с 2000-х годов идут интенсивные дискуссии об этике такого типа письма, а у современных авторо:к возникают новые вопросы.
- Всегда ли необходимо создавать поэтическую форму, которая делает невидимым отношение автор:ки к тому материалу, с которым он:а работает?
- Всегда ли документальные свидетельства других людей в поэтическом тексте должны быть анонимизированными?
- Как писать о катастрофических и травматических событиях, свидетелями которых мы сами не являлись, не присваивая и не искажая при этом опыт людей, их переживших?
- Как работать с историческими документами и информационными потоками в эпоху, когда способы их восприятия и формы доступа к ним существенно изменились, по сравнению с тем временем, когда возникали первые документальные поэмы?
Совет Данилы Раскова
Автор курса «Утопическое экономическое мышление» (на английском языке)
Джон Мейнард Кейнс, «Экономические возможности для наших внуков»
Кейнс в своем коротком эссе, обращенном к внукам, выразил утопическое видение будущего человечества к 2030 году. Отрицая пессимизм Великой депрессии, он верил в быстрый рост благосостояния до того уровня, когда экономическая проблема будет решена, а люди будут работать по три часа в день и заниматься самосовершенствованием. В таком обществе труд экономиста сравняется с дантистом, а основными проблемами станут свобода и досуг.
В задачу курса входит разобрать и осмыслить подобные тексты с точки зрения утопии, ее отрицания — антиутопии, и повторного отрицания — ретротопии. Столкновение научных текстов с литературным и философским вымыслом покажет сложные и плавающие грани этих концепций. Многовековой поиск идеального устройства общества от Платона, Мора и Бэкона до Фурье, Чаянова и Маркса покажет грани утопий в отношении социального устройства, соотношения безопасности и свободы, практических предложений в решении вопросов собственности, денег и труда.
Совет Алексея Гилева
Автор курса «Российская политика после 1991 года»
Сергей Гуриев, Даниел Трейсман, «Диктаторы обмана»
В прошлом году я рекомендовал книгу Грина и Робертсона «Кто здесь власть? Граждане, государство и борьба за Россию», в которой отлично разобраны сценарии поддержки власти, специфические для путинской России. На этот раз я предлагаю почитать работу другого тандема авторов — Сергея Гуриева и Даниела Трейсмана. В этой книге Россия 2000-х и 2010-х оказывается только одним из примеров.
Авторы показывают, как утонченная пропаганда становится ключевым инструментом диктатур. Причем типичные приемы современных диктаторов оказываются общими для режимов в разных частях света и с разным историческим бэкграундом. Гуриев и Трейсман показывают, почему современные диктаторы стали меньше опираться на репрессии, однако по прочтении читатели смогут порассуждать о том, что способствует новому развороту к репрессивности в России 2020-х.
Курс «Российская политика после 1991 года» посвящен постсоветской политической траектории. В курсе будет 15 тем, в том числе «Выборы и их особенности», «Поддержка власти, общественное мнение», «Семья и гендер». В каждой теме мы разберем результаты многих научных исследований российской политики и изучим, какие точки зрения в академической дискуссии находят больше подтверждений.
Совет Дениса Скопина
Автор курса «Критический взгляд на права человека: права человека и зритель» (на английском языке)
Жорж Диди-Юберман. «Изображения несмотря ни на что» (фрагмент из книги «Образы вопреки всему»)
Книга называется «Образы вопреки всему», что не совсем правильно. Правильнее было бы назвать ее «Образы несмотря ни на что».
Эта книга рассказывает нам об одном эпизоде «большой» истории XX века. В 1944 году в Освенциме группе заключенных удалось получить фотоаппарат, в котором было всего четыре кадра фотопленки. Несмотря на очевидный риск, одному из членов ЗондеркомандыОсобое подразделение узни:ц Освенцима, которое сопровождало заключенных в газовую камеру, а затем — обрабатывала и уничтожала трупы., человеку по имени Алекс, удалось запечатлеть процесс уничтожения группы женщин-заключенных. Эти четыре нечетких снимка представляют собой единственное прямое визуальное свидетельство о том, что происходило в лагерях смерти.
Эти фотографии поднимают целый ряд вопросов. Что такое свидетельство и с какими моральными и эстетическими проблемами сталкивается свидетель? Каков эпистемологический статус свидетеля? В чем отличие фотографии от письменного документа, рассказывающего о тех же трагических событиях?
Жорж Диди-Юберман, один из крупнейших философов и искусствоведов современности, полемизирует с теоретиками, полагающими, что опыт жертвы не может быть артикулирован и передан другим, а такие события, как Холокост (а вернее, Шоа), не подлежат репрезентации. Автор показывает, что образы существуют несмотря ни на что и, прежде всего, несмотря на попытки преступника скрыть свои преступления за стеной молчания.
Совет Ильи Калинина
Автор курса «Античная культура: полис, род, личность»
Пьер Адо, «Философия как способ жить»
Имя Сократа стало одним из имен философии как таковой. Ее история во многом представляет собой историю постоянного возвращения к фигуре Сократа и к тому опыту отношений между жизнью философа и его мыслью, который воплощает его судьба. Как сказал Морис Мерло-Понти в своей инаугурационной речи в Коллеж де Франс, все философы (или почти все) «никогда не прекращали признавать своим патроном человека, который не писал, не обучал, обращался к прохожим на улице и имел трудности с общественным мнением и с властями».
Провоцирующую историю этих возвращений к Сократу можно найти в интервью еще одного профессора Коллеж де Франс — Пьера Адо, который увлекательно и убедительно описывал античную философию не как замкнутую на себе систему мысли, а как способ жить. Перевод этого интервью «От Сократа до Фуко. Долгая традиция» вошел в книгу Адо «Философия как способ жить», которую легко найти в сети. На наших занятиях мы будем ориентироваться на схожий — практический, одновременно экзистенциальный и политический — горизонт разговора об античной культуре.
Совет Михаила Аллахвердова
Автор курса «Когнитивные аспекты разрешения конфликтов» (на английском языке)
К. Паттерсон, Дж. Гренни, Р. Макмиллан, Э. Свитцлер, «Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки»
Предполагаю, что каждый из нас оказывался в ситуации, когда нужно провести разговор, который неприятно, а может быть, даже страшно начинать. Возможно, когда мы с кем-то расстаемся, даем коллегам неприятную обратную связь или реагируем на неудобные и назойливые советы и комментарии родственников — все эти ситуации могут вызывать большой стресс. Так происходит, потому что это значимые для нас трудные ситуации. Мы сильно переживаем за результат таких разговоров и боимся, что в результате может возникнуть конфликт. Испытывали ли вы дискомфорт в животе, нервничая и думая, как сказать то, что нужно сказать, но не сделать ситуацию только хуже?
Лучшей «таблеткой» от дискомфорта в таком случае может стать книга «Трудные диалоги. Что и как говорить, когда ставки высоки». Книга сверхактуальна, потому что разбирает ситуации, в которых мы обычно испытываем трудности, — те самые опасные и значимые разговоры, исход которых для нас очень важен. В книге предлагаются простые практические приемы и стратегии, которые помогут справляться с такими разговорами успешнее и с большей уверенностью.
В курсе по разрешению конфликтов, который я веду в рамках «Смольного без границ», мы рассматриваем многие важные концепты, связанные с конфликтами, в том числе и те, которые описываются в «Трудных диалогах». Мы будем исследовать динамику развития конфликта, обсудим особенности трудных разговоров с другими в подробностях и даже попробуем некоторые сценарии прямо на занятиях. Прочтение книги «Трудные диалоги» до или во время курса позволит вам быстрее погрузиться в мир эффективной коммуникации и разрешения конфликтов и, надеюсь, получить еще больше от наших встреч на занятиях.
Совет Артемия Магуна
Автор курса «Введение в диалектику»
Юк Хуэй, «Рекурсивность и контингентность»
Юк Хуэй, известный китайско-европейский философ, в своей книге обращает внимание на теорию потенцирования или рекурсии в трудах немецких идеалистов, разработавших диалектический метод. Подробное прочтение Гегеля и Шеллинга сочетается с размышлениями о современной кибернетической технике, где тоже используется рекурсия. Хотя технологический энтузиазм Хуэя не всегда можно разделить, его замечания о диалектике удачны и своевременны.
Совет Андрея Родина
Автор курса «Введение в математику как свободное искусство» (на английском языке)
Caleb Everett, Numbers and the Making of Us: Counting and the Course of Human Cultures
Каждый из нас учится счету в детском возрасте одновременно с освоением родного языка. Как в истории человечества возникли и развивались практики счета, какую роль они играли в различные исторические эпохи и какова их социальная роль сегодня? Способны ли к счету другие животные или это уникальная человеческая способность?
На эти и другие подобные вопросы, которые сегодня кажутся особенно важными и интересными в связи со взрывным развитием электронных компьютерных технологий, помогает ответить замечательная книга профессора факультета антропологии университета Майями Калеба Эверетта. Книга представляет собой серьезное академическое исследование, но при этом написана в популярном стиле, который делает ее легко доступной для понимания любым заинтересованным читателем. Книга Калеба Эверетта будет интересна и полезна в качестве введения к моему вводному курсу математики (на английском языке), в рамках которого мы будем изучать в исторической перспективе не только счет и арифметику, но и другие базовые разделы современной математики.
Совет Дмитрия Быкова
Автор курса «Поэтика страшного. Триллер, саспенс, хоррор»
Lisa Kröger Melanie R. Anderson, Monster, She Wrote: The Women Who Pioneered Horror and Speculative Fiction
Книга подробно рассказывает о первых шагах литературы хоррора, о самом понятии готики, о том, чем отличается готика от романтики, и о том, почему именно женская оптика позволяет лучше рассмотреть сверхъестественное. А также о том, чем монстр отличается от маньяка (подсказка: маньяк виноват, а монстр просто таким уродился), и о том, почему мы любим таинственное и не любим страшное (а чаще всего просто их путаем). Это сочинение увлекательно написано, а то, сами знаете, большинство книг об интересном удручают своей неинтересностью. Литература хоррора сегодня не просто помогает пережить темные времена, но и учит переплавлять собственный страх в творчество.
Совет Маши Годованной
Автор курса «Основы киноязыка» (на английском языке)
Ascher and Edward Pincus, The Filmmaker’s Handbook: A Comprehensive Guide for the Digital Age
Одна из центральных книг моего осеннего курса «Основы киноязыка» — «Справочник кинорежиссера: Исчерпывающее руководство для цифровой эпохи». Этот справочник составлен двумя независимыми американскими режиссерами Пинкусом и Ашером, и первое издание 1984 года подробно освещало работу по производству независимого фильма, снимаемого на кинопленку. В 1999 году Ашер написал второе расширенное издание, включив в него аналоговое видео. И именно эта версия текста стала моей настольной книгой, когда я начала преподавать в Смольном в 2003 году.
В 2007 году вышло еще одно дополненное издание о работе с цифровым видео. С тех пор справочник претерпел много изменений. Так, в последующих переизданиях опущено много глав, посвященных пленочным процессам, так как, по мнению Ашера и Пинкуса, за цифровыми технологиями стоит будущее кинопроизводства. Но в справочнике до сих пор подробно освещены как технические, так и организационные процессы создания независимого кинопроизведения: съемка, звукозапись, монтаж, сбор денег и дистрибуция. И эта информация постоянно дополняется новыми данными.
Книга написана доступным языком и так, как будто бы читатель:ница будет выполнять все задачи по созданию фильма единолично. И как любой справочник, он предполагает свободное обращение с кино-инструкциями: можно выборочно читать то, что интересно и важно, а какие-то разделы пропускать и оставлять на потом. Также эта книга подразумевает, что вы к ней будете возвращаться постоянно, как это делаю я вот в течение уже более двадцати лет.
Совет Ильи Утехина
Автор курса «Антропологический взгляд на цифровые технологии: введение в digital humanities» (на английском языке)
Steven Levy, In the Plex: How Google Thinks, Works, and Shapes Our Lives
Скорее всего, у вас имеется почта gmail, вы пользуетесь гугловскими картами и браузером Chrome, а телефоны многих на системе Android. Эта книжка — блестящая журналистская работа, наглядно объясняющая, как случилось так, что бывший стартап двух стэнфордских аспирантов, решивших завязать с наукой, имеет теперь отношение примерно ко всему, что мы делаем в интернете. Познакомившись с ранней историей этой гигантской частной корпорации, которая обладает всепроникающей властью, вы начнете лучше понимать место цифровой технологии в современной цивилизации.
Совет Веры Шенгелия
Автор курса «Борьба за права людей с инвалидностью. История США, Великобритании и Швеции»
Кассандра Хартблей, I Was Never Alone or Oporniki
В этом семестре у меня пополнение в ридинг-листе курса. Это очень интересное этнографическое исследование сообщества людей с инвалидностью, проведенное американской исследовательницей в Карелии. Основа книги — этнографическая пьеса. Для меня это возможность одновременно поговорить о правах людей с инвалидностью в России и о подходах исследователей к этичному изучению инвалидности, распределению власти и современных инструментах, которые позволяют работать с уязвимыми группами из позиции равного. Очень рекомендую всем, кто интересуется социологией, антропологией, перформативными и партиципаторными практиками.
Совет Гарриса Рогоняна
Автор курса «Мировое гражданство» (на английском языке)
Manfred B. Steger, Globalization: A Very Short Introduction
Для того чтобы понять, в чем заключается сегодня идея мирового (глобального) гражданства, необходимо понимать, что такое глобализация в целом. Ведь именно с помощью этого термина часто характеризуют современное состояние мира. И если вы хотите узнать о нем больше, чем говорят интернет-энциклопедии, но без специфических деталей, то нет ничего лучше, чем маленькая книга Манфреда Штегера из известной оксфордской серии A Very Short Introduction.
Одна из главных идей этой небольшой книжки заключается в том, что глобализация не только про экономику и политику. Штегер убедительно показывает, что феномен глобализации надо рассматривать с точки зрения множества разнородных социальных процессов, а не стремиться редуцировать ее к одному из них. Помимо политической и экономической, необходимо учитывать культурную и идеологическую глобализацию. Нельзя забывать и об экологическом аспекте глобализации.
Кроме того, Штегер обращает особое внимание на риторику глобализации: как мы сегодня описываем другу другу этот феномен, как мы его объясняем и в конечном счете какую оценку ему даем (как-то, что чревато рисками и катастрофами, или как-то, что несет освободительный потенциал и повышение уровня жизни людей во всем мире).
Наконец, стоит помнить, что глобализация характерна не только для нашего времени — ее следы ведут в доисторический период существования человечества. Поэтому в книге вы найдете и увлекательный рассказ об истории глобализации в нашем мире. Неудивительно, что книга Штейгера стала бестселлером и выдержала пять переизданий.
Совет Веры Шенгелия
Автор курса «Олимпиада, благотворительность и советское наследие. Как строится социальная конструкция инвалидности в современной России»
Фильм Then Barbara Met Alan
Я в этом семестре решила повторить курсы, которые были самыми популярными в прошлые два года и на которые не всегда могли попасть. Это курс о движениях за права людей с инвалидностью в США, Великобритании и Швеции.
В его рамках мы, среди прочего, будем смотреть и обсуждать кусочки из фильма Then Barbara Met Alan («И тут Барбара встретила Алана»), который не так давно вышел на Netflix. Я с удовольствием рекомендую этот фильм абсолютно всем зрителям: он основан на реальных событиях и показывает, как зарождалось активистское движение людей с инвалидностью в Великобритании. Главные герои — это Барбара Лисицки и Алан Холдворт, основатели организации DAN (Disabled People’s Direct Action Network), известной своими смелыми уличными акциями. Они были одними из первых, кто выступали против патерналистского подхода, так распространенного в среде благотворителей. «Права, а не жалость», — такой у них был лозунг.
Совет Ильи Венявкина, Маши Гессен, Алексея Гилева, Ильи Калинина
Авторы курса «Прекрасная Россия будущего: политическое наследие Алексея Навального»
Документальный фильм «Навальный»
В Википедии про этот фильм написано, что это «биографический документальный фильм с элементами триллера», и это действительно так. Канадскому режиссеру Даниелу Роэру удалось заснять удивительную сцену, когда Навальный в конце 2020 года звонит по телефону своим отравителям из ФСБ и один из них берет трубку.
Этот фильм ни в коему случае не исчерпывающая биография политика, а хорошо сделанный рассказ об одном драматическом эпизоде его карьеры. Картину можно посмотреть в паре с «Возрастом несогласия. 2024» Андрея Лошака, чтобы увидеть в том числе, как события фильма отразились на жизни его сторонников.
- РедакторкаРедакторкаДаша Манжура
- ИллюстраторкаИллюстраторкаТвоя Душа
- 30 августа 2024 г.