Если вы находитесь в России или планируете в нее возвращаться, вам нельзя репостить наши материалы в соцсетях, ссылаться на них и публиковать цитаты.
Подробнее о том, что можно и нельзя, читайте в карточках.
Дети конца 1980-х и 1990-х выросли на сериалах, где молодые люди с обычными работами каким-то образом могли позволить себе большую квартиру в центре Нью-Йорка («Друзья»), а колумнистка тратила тысячи долларов на туфли («Секс в большом городе»).
Эти репрезентации вместе с историями о действительно обеспеченных людях (как, например, в «Сплетнице») рисовали картину желанного богатства, которое совсем рядом: достаточно просто оказаться в нужном месте в нужное время и дружить с «правильными» людьми (а возможно, и написать бестселлер об их секретах — лайфхаки ищите в «Сплетнице»).
Сериалы последних пяти лет предлагают другую картину. Такие шоу, как «Наследники», «Белый Лотос» и «Ты», показывают, что большое богатство идет рука об руку с кумовством, эксплуатацией и угнетением.
Разбираемся, почему история братьев и сестры Рой из «Наследников» вызывает у нас не только отвращение (наследни_цы по сюжету совершают несколько преступлений) и зависть, но и… удовлетворение!
В тексте много сюжетных спойлеров
«Наследники» основаны на историях реальных богатых семей
Привлекательность сериала в том, что он не показывает идеализированных или абстрактных сверхбогатых, а черпает материал из настоящих историй. Создатель «Наследников» Джесси Армстронг делился, что, прописывая персонаже_к сериала, команда вдохновлялась биографиями реальных магнатов: семьи Мердоков, Роберта и Ребекки Мерсер, Джона Малоуна и других.
Больше всего параллелей зритель_ницы и журналист_ки провели между Роями и Мердоками — американскими медиамагнатами, связанными с холдингом News Corp. Его основатель миллиардер Руперт Мердок, как и глава вымышленного Waystar Royco Логан Рой, мечтал передать компанию в управление одному из своих детей: Лахлану, Джеймсу или Элизабет. И так же, как и старший Рой, не мог определиться с наследни_цей и поэтому сталкивал детей между собой, рассчитывая на то, что победит «сильнейший».
Как и Waystar Royco, News Corp владела консервативной новостной платформой (Fox News), которую обвиняли в предвыборных манипуляциях: в 2023 году Руперт Мердок потратил 787,5 миллионов долларов, чтобы досудебно урегулировать иск против Fox News о клевете. Dominion Voting SystemsКомпания, продающая программное обеспечение и аппараты для голосования обвинили канал в распространении ложной информации о фальсификации результатов выборов 2020 года в США. В восьмой серии последнего сезона симпатии ATNНазвание новостного агентства Waystar Royco, как и Fox News, на стороне ультраправого кандидата: манипулируя информацией, новостное агентство помогает ему победить в выборах.
Как и Рои, Мердоки неоднократно оказывались в центре громких скандалов. Кендалл и Логан в сериале предстали перед Конгрессом, чтобы прокомментировать сокрытие харассмента в компании, а Руперт и Джеймс давали показания комитету Британского Парламента в связи с делом News International. Тогда выяснилось, что сотрудники таблоида News of the World, входящего в возглавляемую Мердоком News Corp, незаконно прослушивали телефонные разговоры для получения «эксклюзивной» информации.
Другой источник вдохновения для создатель_ниц «Наследников» — встреча акционеров Disney, прошедшая в 2004 году. Тогда племянник Уолта Диснея и акционер компании Рой вместе со сторонни_цами лишил титула CEOГенеральный исполнительный директор Майкла Эйснера, занимавшего эту должность двадцать лет. В «Наследниках» этот сюжет появляется в шестой серии первого сезона, когда старший сын Логана Роя Кендалл попытался вынести отцу вотум недоверия, предварительно заручившись поддержкой нескольких акционеро_к.
Громкие скандалы и попытки их прикрыть, политические манипуляции, семейные распри и борьба за власть — биографии медиамагнато_к полны источников вдохновения для сериала, представляющего собой сатиру на богатых и влиятельных. При этом исполнительный продюсер «Наследников» Адам МакКей признавался, что некоторые реальные истории «слишком отлетевшие» даже для сюжета сериала. Комментируя скандал в семье КушнеровАмериканская династия, разбогатевшая на недвижимости. Внук основателя семейного бизнеса Джаред был советником Дональда Трампа и женился на его дочери Иванке., он сказал: «Он [Чарли Кушнер] нанял экспортницу, чтобы та переспала с мужем его сестры, заснял их секс на камеру и отправил запись сестре! Если бы Джесси [Армстронг] написал что-то подобное, я бы сказал ему: “Ты спятил, что ты творишь? Это настолько выходит за рамки разумного, что я даже не могу этого помыслить”».
Обыск и свидание
Как полицейские под прикрытием несколько лет притворялись парнями британских активисток
«Наследники» показывают, что сверхбогатые редко получают состояние за достижения
Многие сверхбогатые люди преподносят свои достижения как плод многолетней кропотливой работы: «Если я смог_ла заработать состояние своим трудом, то и у вас получится». На самом деле за историями успеха многих из них скрываются связи и внушительный капитал на старте, доставшийся от родственни_ц. Так, блогерку и владелицу собственного бренда косметики Кайли Дженнер раскритиковали за то, что она не противилась ярлыку self-made миллиардерки, который на нее «навесили» в медиа. В интервью The New York Times она призналась, что не может сказать, что «сделала себя сама», так как получила много помощи от близких и имела большую платформу в соцсетях.
Политик, лидер и борец с профсоюзами
Что не так с культом Илона Маска и других миллиардеров
Людей, достигших успеха благодаря родственным связям, называют nepo babiesБукв. «дети кумовства». Ими и являются Коннор, Кендалл, Роман и Шив Рой. На протяжении сериала мы видим, что Рои не обладают достаточными компетенциями для управления компанией отца или собственного дела. Коннор выдвигает свою кандидатуру в президенты и тратит миллионы на предвыборную кампанию, не имея никакого опыта в политике, Кендалл совершает убыточные сделки и запускает нереалистичные проекты, Роман увольняет сотрудни_ц направо и налево, не задумываясь о последствиях своих действий для компании. Кажд_ая из них мечтает пользоваться таким же уважением в индустрии, как и их отец, но компетентность Логана Роя некоторые тоже ставят под сомнение. Когда-то он смог построить успешную медиаимперию, но под конец карьеры перестал разбираться в современной индустрии.
«Наследники» не показывают огромное богатство привлекательным
Демонстрация богатства на телевидении часто пробуждает чувство зависти или желания обладать тем, что имеют герои_ни. Наблюдая за шопингом Блэр Уолдорф в Париже или роскошными приемами в «Аббатстве Даунтон», зритель_ницы невольно задумываются о том, каково было бы обладать таким состоянием и проживать настолько же беспечную жизнь.
В то время как богатству геро_инь «Наследников» можно завидовать, оно не показано как нечто яркое и желанное. Первая тому причина — сознательный выбор стилисто_к и декораторо_к сериала сделать ставку на "тихую роскошь". Персонаж_ки сериала почти никогда не носят явно брендированную одежду (за исключением эпизодов, когда Кендалл теряет контроль над собой и показывает это через кричащие вещи и крупные украшения), а их дорогие поездки за границу почти всегда служат фоном для разворачивающихся на экране неприятных событий.
Во-вторых, богатство не приносит Роям счастья. «Богатые тоже плачут» — клише, которое часто используется для того, чтобы убедить менее привилегированных людей в том, что деньги не имеют значения и жизнь состоятельных людей ничем не лучше. «В США даже нет оплачиваемого декретного отпуска. 85,8% мужчин и 66,5% женщин работают больше 40 часов в неделю. Думаете, за деньги счастье не купить? Если они позволят мне проводить больше времени с семьей и детьми, всего несколько драгоценных часов… <…> У богатых есть такая возможность», — объясняет журналистка Элизабет Броудбент.
За деньги можно купить счастье, если у человека есть конкретное видение того, что это счастье для него значит: возможность поступить на желанный факультет, жить за границей, вылечить больн_ую родственни_цу, помогать активистским и благотворительным организациям, уйти из абьюзивных отношений. Единственное искреннее желание Роев — угодить своему отцу и одновременно «переиграть» его. Сделать это за деньги, доставшиеся им только благодаря ему, кажется невозможной задачей.
«Наследники» подсвечивают лицемерие сверхбогатых
Корпорации и миллиардер_ки все чаще оказываются под пристальным вниманием активисто_к и медиа: становится известно об использовании фактически рабского труда, нарушении трудовых прав, загрязнении окружающей среды. Чтобы «очистить» свою репутацию, обвиняемые не только отрицают преступления и ошибки, но и задействуют активистскую повестку, чтобы казаться «прогрессивными». Так, H&M заявили, что заботятся об устойчивом развитии, запустили «экологичную» линейку одежды и систему ресайклинга. При этом заявления бренда расходятся с действиями. Расследование Quartz показало, что информация на этикетках «экологичной» коллекции Conscious не соответствует действительности. На одной из этикеток было указано, что на производство платья было затрачено на 20% меньше воды, чем обычно. На самом же деле воды потребовалось на 20% больше.
Герои_ни «Наследников» также не стесняются пользоваться «прогрессивной» повесткой в своих интересах. В один момент Кендалл Рой кричит журналист_кам: «К черту патриархат!», а в другой — защищает компанию против справедливых обвинений в харассменте на слушании в Конгрессе. Шив Рой, периодически обвиняющая братьев и отца в мизогинии и сотрудничестве с ультраправыми, в итоге сама манипулирует жертвой харассмента ради того, чтобы очистить репутацию Waystar Royco.
«Наследники» — яркая критика капитализма
Сюжет о четырех некомпетентных сиблингах и их теряющем хватку отце, которые раз за разом совершают преступления и покрывают их, принимают провальные бизнес-решения, но каким-то образом сохраняют влияние и статус — реалистичная репрезентация настоящих корпораций и их владел_иц. Но создатель_ницы «Наследников» не ограничиваются отсылками к американской действительности и биографиям реальных медиамагнато_к — они прямо критикуют систему, позволяющую сверхбогатым оставаться на плаву.
В шестой серии четвертого сезона Кендалл, ставший одним из CEO Waystar Royco, представляет инвестор_кам новый проект компании Living+ и намеренно раздувает его значимость, чтобы повысить стоимость Waystar и сорвать ее приобретение тех-компанией GoJo. Для осуществления этой цели Кендалл просит ответственных за финансы искусственно завысить прогнозируемую прибыль проекта и… обещает инвестор_кам и пользователь_ницам Living+ вечную жизнь (или хотя бы дополнительные 50 лет).
Рассказывая об этом безумном плане своему брату Роману, обеспокоенному фальшивыми цифрами в презентации проекта, Кендалл улыбается:
«Этого достаточно, чтобы потерять веру в капитализм. Ты можешь говорить все что угодно»
Кендалл объясняет: ценность продуктов и корпораций не реальна, но искусственно создана с помощью обманчивой рекламы и манипуляций.